Классический антигерой, самодостаточность и зубастый монстр в «Доме Гуччи»

Классический антигерой, самодостаточность и зубастый монстр в «Доме Гуччи»

Сергей Львовский
Сергей Львовский
PCM Тренер

Разочарование родственников и очарование публики – так, вкратце, можно описать реакцию на выход красивой и атмосферной ленты, иллюстрирующей жизнь, измены и, в итоге, смерть в одном из знаковых семейств Италии — в «Доме Гуччи».

Сюжет картины известен многим, и уж точно тем, кто интересуется модой. Поэтому никаких сенсаций и спойлеров – как и в реальной жизни, история началась с любви, а закончилась трагедией, когда отвергнутая жена, Патриция Реджани, организовала убийство мужа и по совместительству наследника империи Гуччи Маурицио – надо признать, не самого удачливого ни в делах, ни в любви, ни в жизни.

Придираться к сюжету не будем, а попытаемся ответить на три вопроса – как, что и зачем. Сценарист Анна Овчарова похвалит то, как фильм снят. Психоаналитический коуч Сергей Львовский поразмышляет на тему, что же двигало Патрицией, когда она принимала роковое решение. Деревенский обыватель и радиоведущий Максим Ракитин традиционно удивится, зачем он этот шедевр посмотрел.




Анна Овчарова, сценарист:

Сюжет «Дома Гуччи» – классический путь антигероя. Над сценарием фильма Ридли Скотта работали Беки Джонсон и Роберто Бентивенья, оба – представители большого и не самого оригинального кино, оба любят четкую структуру, предсказуемость и минимум экспериментов. Поэтому фильм с прекрасной режиссерской работой, соответствующей актерской игрой и довольно простым сюжетом можно смело делать учебным пособием для студентов сценарных вузов.

Сюжетные повороты происходят по учебнику — «минута в минуту», все очень понятно, академически спланировано. Именно это и вызывает у киноманов легкую скуку на протяжении всего фильма.

Патриция Реджани — главная героиня в исполнении Леди Гаги, которая внезапно оказалась удивительно хорошей актрисой — с первой минуты заявляет об особенностях своей неоднозначной личности. Алчность, открытость, яркость, стремление к власти и невероятное, даже животное, влечение к жизни – это зритель понимает еще до ее появления в кадре. На протяжении всего фильма ничего не меняется — Патриция так и остается верной своим первоначальным принципам и целям. С одной стороны — это классическая структура развития арки антигероя, с другой, когда картину режиссирует кто-то настолько именитый, как Ридли Скотт, ждешь более интересных решений, как, например, в «Джокере» (2019) или «Власти» (2018).

Зато авторам удался другой драматургический прием, сложность которого останавливает многих режиссеров и сценаристов от работы над подобными сюжетами. Антигерой должен быть не только интересным, но и вызывать у зрителя эмпатию. С учетом всех ужасов, которые происходят по воле антигероя, удержать эмпатию зрителя на протяжении всего фильма — большой вызов для сценариста! В «Джокере» и «Власти» способы подключения зрителя к главному герою – самые простые: через уважение к личности во «Власти» и через жалость в «Джокере». Авторы «Дома Гуччи» рискнули и попробовали связать образ антигероини с брендом Gucci. И не прогадали!

Несмотря на большое количество банальностей, возможно, только благодаря этому приему не хочется ставить этому фильму ниже семерки по десятибалльной шкале. В итоге Патриция олицетворяет собой Gucci и завлекает зрителя искренней животной сексуальностью, громким смехом, напором, манерой говорить. Все это создает очень крепкий образ, в который веришь и понимаешь: вот он, ураган жизни! Одновременно с этим сочувствуешь Маурицио, который попал в водоворот, и принимаешь это как смертельно опасный, но такой яркий и красивый природный катаклизм.



Сергей Львовский, психоаналитический коуч:

Что бывает, когда внутренний мир человека не полон и не самодостаточен?

Ответ на этот и другие вопросы дает «Дом Гуччи». Патриция стремится к признанию через внешние атрибуты: ей важно, чтобы даже после развода к ней обращались «миссис Гуччи». Название важнее сути, восприятие окружающими – превыше внутреннего содержания.

Героиня пытается получить признание не через собственную эволюцию, а через причастность к великому и безусловно известному бренду. «Воспринимайте меня не как личность, а как часть чего-то большего» – подобное желание присутствует у всех людей, но при этом самости и идентичности лучше бы находиться в балансе с желанием быть в сопричастности с группой. Любой перекос превращается в зависимость.

Что получается, когда и локус контроля, и локус внимания – внутренние? Патриция сама себе устанавливает цели и задачи, сама расставляет приоритеты и иерархию ценностей. Это может и хорошо, если бы Патриция не зацикливалась настолько на себе и воспринимала интересы и ценности других. В ситуации, когда потребности героини перестают удовлетворяться и она чувствует нависшую над ней угрозу, Патриция проявляет нечувствительность к болям и страхам другого человека, неспособность к сопереживанию. Итог: организация убийства и спокойное отношение к мысли об уничтожении другого человека.

Был ли у героини другой выход? Да! Построй Патриция самоидентичность не на слиянии с внешними факторами – чужой семьей, фамилией, брендом, а на связи с внутренним миром – у «Дома Гуччи» была другая развязка. Но внутреннюю пустоту Патриция ничем не заполняла, хотя в одной из поворотных точек – когда муж бросил и ушел – логично было бы заняться собственным миром, а не пытаться удержать антураж.

Как общий результат «Дома Гуччи» – ответ на вопрос что бывает когда имидж становится приоритетнее сущности.



Максим Ракитин, журналист и обыватель:

О, Ридли Скотт! Нет смысла рассказывать о том, что сделал этот режиссёр для видеосалонов России. Его фильмами засматривались до панических атак, а сейчас вспоминают с лёгким ностальгическим тремором каждый раз, когда их показывают на каналах второй сотни «Триколора». В 84 года отец кинематографической хтони снял фильм о компании, на продукцию которой молятся зрительницы первого ряда «Камеди Клаб», чем лично у меня вызвал…

Да ничего не вызвал! Из животов теперь не вылезают зубастые чудовища, герой Рутгера Хауэра уже неактуален, потому что не трансгендер. Теперь наконец можно и историей заняться, пусть даже и такой странной.

Название бренда Gucci — для меня просто набор звуков, но печальную историю итальянской семьи я откуда-то знаю, скорее всего, из программы «Сельский час». Плюс актёрский состав подобрался прям эпичный, хотя и порядком поистаскавшийся. Особенно это видно по Джареду Лето, который за роль в «Доме» получил не только тумаков от критиков, но и «Золотую малину».

Помня о нелёгкой судьбе итальянской семейки, я рассчитывал на драму в квадрате, с истериками отставленной жены, боем посуды, напряжением в кадре и прочими атрибутами семейных разборок – а уж поверьте, я знаю в них толк! Но ничего подобного – мне показали красивые наряды, редкие всхлипы и нереализованные амбиции. Злодей получился слишком мультяшным, как Грю, только выглядит как Элизабет Тейлор.

Никаких откровений в фильме нет. Говорят, что сценарий написан по 600-страничной книге итальянской модной журналистки, которая в подробности жизни Гуччи особо не вдавалась, довольствовалась слухами и доверительными беседами, поэтому биографическим это кино назвать сложно.

Маститые критики непременно забросают меня гумусом, рассказывая о выдающейся игре, удивительной картинке прошлого, напряжении и прочих атрибутах положительных оценок на «Кинопоиске». Напоминаю, что я сижу в деревенском доме и рассуждаю как обычная деревенщина, а потому прямолинеен и местами неотёсан.

Чтобы проникнуться не только этим фильмом, но и ему подобными, нужно быть хоть немножечко в теме, чуть ближе быть к голливудским искателям смыслов, писателям историй или хотя бы первому ряду зрительниц «Камеди клаба». Я таковым не являюсь, поэтому просто посмотрел местами красивую картинку с пустым сюжетом.

Вот если бы у Леди Гаги из живота выскочил зубастый монстр, тогда было бы другое дело. Тогда был бы ностальгический тремор.


Оригинал материала:

https://www.google.com/url?q=https://www.hse.ru/ma/psyan/blogs/films/domgucci&source=gmail&ust=1686127659983000&usg=AOvVaw1rqUyMahOf9LiIDy8FYRjS

Узнать больше

Давайте свяжемся

Будьте в курсе наших последних событий. Зарядитесь нашими историями успеха. Подпишитесь на рассылку, и мы будем ежемесячно присылать вам новую порцию вдохновения.

Свяжитесь с нами

Благодарим вас за интерес к РСМ. Пожалуйста, заполните форму, и мы ответим вам в течение 24 часов.


Подпишитесь на рассылку, чтобы первыми получать приглашения на наши события!

Вход для PCM профессионалов



Войти


Я еще не зарегистрирован,
Зарегистрироваться

Забыли пароль

Я еще не зарегистрирован


Никогда не поздно зарегистрироваться и воспользоваться преимуществами, которые мы предлагаем нашим тренерам!

Зарегистрироваться

Зарегистрироваться


Я уже зарегистрирован,
Войти


Я уже зарегистрирован


Рады видеть вас снова :)

Войти
Регистрация на мероприятие

Спасибо за ваш интерес!

Этот сайт использует файлы cookies

Мы используем файлы cookies для улучшения наших услуг. При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookies в соответствии с настоящим уведомлением. Вы можете отключить файлы cookies через настройки вашего браузера