Меняем школу. Что нужно учитывать, чтобы не ошибиться в выборе и сделать процесс адаптации ребенка комфортным.

Меняем школу. Что нужно учитывать, чтобы не ошибиться в выборе и сделать процесс адаптации ребенка комфортным.

Анна Мусаханова
Анна Мусаханова
PCM Коуч&PCM Тренер

Оригинал статьи

Выбор школы — одна из сложнейший задач, которая встает перед каждым родителем. Выбор этот делают чаще всего взрослые. И даже когда ребенок подрастает и просит перевести его в другое учебное заведение, окончательное решение принимает, как правило, родитель. О том, как действовать при выборе школы EVA.ru рассказала Мусаханова Анна — сертифицированный тренер PCM в семейном консультировании и образовательных проектах, дипломированный психолог-консультант и коуч.

  • Определить тип личности

    • Логик
    • Упорный
    • Душевный
    • Мечтатель
    • Деятель
    • Бунтарь
  • Какие хитрости при подборе школы существуют?


Если выбор пал на школу «через дорогу», потому что так удобно, то здесь работает принцип: «повезет/не повезет». Если же изначально выбрали школу рейтинговую, языковую, математическую, то стоит задуматься, а подойдет ли она моему ребенку? Или это просто шум чужих приоритетов, а конкретно вашему ребёнку такая «наворочанная» школа не нужна вовсе. Такой подход позволит снизить вероятность проблем в будущем, хотя и не защищает полностью от неудачи.


В каждой школе своя аура. Где-то обстановка строгости, нужно проявлять дисциплину и организованность. Это вам подходит? В другом случае, все слишком расслаблено, нет формы, зато не подавляется креативность и самовыражение. Это вашему ребенку как? Выбирайте школу, исходя не из собственных амбиций и предпочтений, а из особенностей вашего ребенка.

В этом может помочь модель процесса коммуникации PCM — это современная коммуникативная модель, придуманная клиническим психологом Тайби Кэлером в 70-е годы прошлого столетия. В основе модели лежит представление о том, что существует шесть типов личности, каждый из которых имеет определенные поведенческие особенности. У каждого есть сильные и слабые стороны, свои психологические потребности, особенности поведения в стрессе. Эта модель применяется при отборе астронавтов в NASA, она получила огромную популярность во всем мире и используется не только крупными корпорациями для улучшения коммуникации сотрудников, но и учебными заведениями для того, чтобы раскрыть потенциал каждого ученика и снизить выгорание у педагогов.

Определить тип личности

 

Для начала нужно разобраться, к какому типу личности относится ваше чадо. В структуре нашей личности заложены все шесть типов, при этом «замешаны» они у нас по-разному. Мы рождаемся уже с определенной структурой, а то, как мы ее развиваем, зависит от множества факторов: это и воспитание, и жизненные обстоятельства, и даже генетика. В структуре личности есть базовый этаж — это тот тип личности, который превалирует, и именно его признаки будут для нас основными.

 

Логик

Ребенок с типом личности «Логик»: организованный, дисциплинированный, любит анализировать и структурировать информацию.

Даже если эти качества проявляются неочевидным образом в раннем детстве, вы сможете увидеть в ребенке потребность к планированию, к тому, чтобы заранее все узнать. Он задает конкретные вопросы — что, где, когда, сколько. В школе такие дети, как правило, хорошо справляются, и для педагогов являются любимыми учениками. Нередко эти дети переходят в сильные школы, где большой объем заданий и высокие требования для них являются стимулом к развитию.


Упорный

Ребенок с типом личности «Упорный»: чем-то похож на «Логика», но его фильтром восприятия мира являются ценности и мнение.

Он все пропускает через внутреннюю систему собственной оценки. Если ребенок с этим типом личности во что-то поверил, а его мнение всегда базируется на анализе, переубедить его будет непросто. Он сам вам расскажет, в какую школу его нужно отправить. И чем старше он будет становиться, тем жестче он будет отстаивать свою позицию. Такому ребенку хорошо бы оказаться в школе, где к его мнению будут прислушиваться, где есть клуб по ведению дебатов, где есть возможность вести какую-то значимую социальную работу — например, сотрудничать с благотворительными фондами. У одноклассников с «Упорным» могут быть разногласия именно потому, что он слишком рьяно пытается призвать всех к соблюдению правил и порядка, зато для учителей эти дети — опора и благодать.

 

Душевный

Ребенок с типом личности «Душевный»: заботливый, теплый, дружелюбный, иногда эти качества могут перерастать в ранимость и гиперэмоциональность.

У него всегда много друзей, ради них он готов на все. Задача родителя здесь — найти школу с доброжелательной атмосферой, подобрать понимающего педагога. Такому ребенку необходимо дать знания о собственных границах, научить их отстаивать. Если ребенок с типом личности «Душевный» просит вас перевести его в другую школу, нужно незамедлительно разобраться в ситуации, ведь «Душевный» может терпеть очень долго и если дело дошло до подобного разговора, значит ситуация уже зашла достаточно далеко. И не забывайте обнимать и целовать вашего «Душевного» ребенка, говорите ему о том, как он вам дорог, такое поведение родителя поддерживает и заполняет эмоциональные дыры, полученные в школе.

 

Мечтатель

Ребенок с типом личности «Мечтатель»: в нём есть утонченность, богатое воображение и взгляд, словно, повернутый внутрь.

Это дети — интроверты. У них все процессы происходят в голове, там целый мир, наполненный картинками. Нередко люди с типом личности «Мечтатель» становятся изобретателями, писателями, художниками. Ребенка «Мечтателя» можно распознать по прерывистой речи, будто он думает сразу о пяти вещах, он часто отводит взгляд, любит подолгу смотреть в окно. Таким детям отлично подходят школы с небольшими классами и индивидуальным подходом к обучению, онлайн обучение для «Мечтателя» также прекрасный вариант. В силу своей задумчивости и ухода в себя, он может казаться других детям необычным, даже странным, из-за этого у него иногда могут возникать недопонимания как с одноклассниками, так и с педагогами.

 

Деятель

Ребенок с типом личности «Деятель»: эти дети находчивы, адаптивны, обладают очарованием и харизмой.

Зачастую они вначале делают, а потом думают. Сильные черты — умение быть решительными, действовать напрямую, рисковать. Таких учеников нередко отличает гиперактивность, поэтому они могут попадать в антирейтинг у педагогов. Зато среди детей они занимают лидирующие позиции. Детям с типом личности «Деятель» подходят школы, где есть большой выбор дополнительных занятий. Если в школе нет возможности переключать деятельность, необходимо это обеспечить после школы. Стишок про «драмкружок, кружок по фото, хоркружок — мне петь охота…» — это сюда. И, конечно, спорт. Нужно же куда-то выплескивать всю эту энергию.

 

Бунтарь

Ребенок с типом личности «Бунтарь»: отличается яркостью, креативностью, спонтанностью.

Эти дети воспринимают мир через реакции — обожаю/ненавижу, им сложно оставаться нейтральными по отношению к происходящему. У них обычно отличное чувство юмора, они артистичны и считаются самыми творческими из всех типов личности. Таким детям сложно долго сидеть на одном месте, им необходим игровой элемент, разнообразие. Именно эти дети могут шутить и отвлекать класс, пререкаться с преподавателем, вести себя вызывающе. Уроки они оценивают по принципу — прикольно/скучно. Детям с типом личности «Бунтарь» подходят школы без жестких правил, такие, где креативность и спонтанность приветствуется, а не подавляется. После школы нужно предложить ребенку творческие занятия или спорт, где есть взаимодействие с друзьями.

 

Какие хитрости при подборе школы существуют? 

У каждого типа личности есть свои психологические потребности. Школа — место, где ребенок проводит много времени, именно поэтому так важно подобрать школу, в которой эти потребности он сможет удовлетворять.

  • «Логику» важно удовлетворять потребности в подтверждении компетенции, экспертности, а также планировании времени. 

  • «Упорному» необходимо признание вклада, учёт его мнения. 

  • «Душевному» важно признание его как личности «от» и «до». 

  • «Мечтателю» нужно уединение. 

  • «Деятелю» необходима активность и возбуждение.

  • «Бунтарю» важен игровой контакт. 

 

Если реальность такова, что «правильную» школу для своего ребенка найти не получается или нет такого ресурса, учитывайте психологические потребности ребенка в ежедневном общении дома, помогайте ему удовлетворять их положительным образом, это даст ребенку основу для эффективного взаимодействия в школе и компенсации недополученного.

Узнать больше

Давайте свяжемся

Будьте в курсе наших последних событий. Зарядитесь нашими историями успеха. Подпишитесь на рассылку, и мы будем ежемесячно присылать вам новую порцию вдохновения.

Свяжитесь с нами

Благодарим вас за интерес к РСМ. Пожалуйста, заполните форму, и мы ответим вам в течение 24 часов.


Подпишитесь на рассылку, чтобы первыми получать приглашения на наши события!

Вход для PCM профессионалов



Войти


Я еще не зарегистрирован,
Зарегистрироваться

Забыли пароль

Я еще не зарегистрирован


Никогда не поздно зарегистрироваться и воспользоваться преимуществами, которые мы предлагаем нашим тренерам!

Зарегистрироваться

Зарегистрироваться


Я уже зарегистрирован,
Войти


Я уже зарегистрирован


Рады видеть вас снова :)

Войти
Регистрация на мероприятие

Спасибо за ваш интерес!

Этот сайт использует файлы cookies

Мы используем файлы cookies для улучшения наших услуг. При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookies в соответствии с настоящим уведомлением. Вы можете отключить файлы cookies через настройки вашего браузера