Ошибки обратной связи

Ошибки обратной связи


Мы много писали про обратную связь, однако чаще всего углублялись в правила подачи и не затрагивали противоположную сторону, а именно самые распространенные ошибки, совершаемые при транслировании обратной связи. Хотя, данный аспект наиболее важный, так как зачастую, именно ошибки демотивируют и привносят негативный характер в коммуникацию. От грамотной обратной связи напрямую зависит развитие личности, успехи в деятельности и творчестве, будь то ваше чадо или сотрудник корпорации. Допуская ошибки, мы провоцируем проблемы и недопонимания в коммуникации, которые в свою очередь, отражаются на психологическом состоянии подопечного (того, кому направлен фидбэк) и напрямую влияют на результат. Напомним еще раз, что обратная связь – это реакция, ответ, отзыв или какие-либо действия на поступок и поведение другого человека, сотрудника, ребенка, направленная на помощь в достижении целей совместных или личных. Обратная связь неотъемлемая составляющая корпоративной коммуникации, а также любых межличностных взаимодействий. Так как это явление распространено повсеместно очень важно понимать, как же правильно это делать, а еще важнее знать какие ошибки мы допускаем, как говориться: «Врага надо знать в лицо!». Ниже мы разберем пять самых важных ошибок предоставления фидбэка. Поэтому, предлагаем вам вооружиться блокнотом и ручкой и провести ревизию ошибок в предоставлении обратной связи. Просто читайте каждый пункт и честно оценивайте по трехбалльной системе то, что замечали за собой, а может и не замечали ранее. Итак: один балл – то, что вообще никогда за собой не замечали, вам это не свойственно; два балла – проявляется иногда; три балла – грешен… каюсь… исправлюсь…

Первая и, пожалуй, самая критическая ошибка – это бойкот или молчание. Чаще распространено в коммуникациях родитель-ребенок или жена-муж. Бывает так, что родитель, например, узнает, что ребенок подрался с кем-то или получил двойку. Ничего не подозревающий школьник, с нормальным настроением приходит домой, открывает дверь и сталкивается с молчанием и обиженным лицом родителя. Возникает вопрос: «Что случилось?!», на что в лучшем случае прозвучит холодное и риторическое: «А ты как думаешь…» - коммуникация разорвана. Ребенок в стрессе, так как ответа не последовало, а родитель мыслит, что вот сейчас я его проучу, в следующий раз не будет двойки. Но результата не будет, так как школьник даже не догадывается о произошедшем, вызвавшим подобную реакцию. Причем, данное поведение со стороны важного человека, может провоцировать психологические проблемы, не говоря про демотивацию и апатию. Самое интересное, что подобная ошибка обратной связи имеет место и в офисе, когда руководитель действует точно по такой же модели, что в принципе, вообще идет в разрез с корпоративной этикой и ставит под вопрос его компетентность.

Вторая ошибка - отсутствие обратной связи. Отличается от предшествующей, тем что нет обиды, нет прерывания коммуникации, здесь просто действия остаются незамеченными. Например, сотрудник выполнил какое-либо задание руководителя, старался, приложил максимум усилий и ждет обратную связь в виде похвалы или позитивного напутствия, а ничего нет. Общение продолжается, прекрасные коммуникации, ставится следующая задача, а мотивации нет, так как элементарно не было оценки предыдущего проекта. Конечно, есть более осознанные работники, которые сами придут к руководителю с запросом обратной связи, и не отстанут, пока ее не получат. Но такие настойчивые – редкость, и очень быстро сами становятся руководителями, которые, кстати, не забывают про обратную связь.

Третья ошибка – ошибка перекосов, тут две крайности. Есть люди, мыслящие в негативном ключе, их обратная связь сваливается в критичность, проговаривается максимум того, как не надо было делать, при этом все позитивное остается за кадром, как будто ничего хорошего и не было. Те, кто получают подобную обратную связь, чаще всего, конечно, демотивированы, со временем они привыкают и их сознание блокирует негативные высказывания, превращая их в фоновый шум. В последствии они стараются избегать поручений от этого человека, чтобы оградить себя от негативной реакции. Другая крайность – это, наоборот, очень позитивная обратная связь, когда человек транслирующий ее всегда восхищен, упоминает только все хорошее, и не кладет «ложку дегтя». Вроде бы мечта, однако, провоцирует стагнацию развития подопечных, которые под воздействием похвалы не стремятся развиваться дальше: «Все, итак, очень хорошо, и я замечательный!» - прекрасно для самооценки, но не для роста.

Четвертая ошибка – несвоевременная обратная связь. Обратная связь, помимо всего прочего, является также инструментом корректировки и направления действий. Некоторые руководители, когда ставят задачу не отмечают реперные точки и не дают обратную связь в процессе. Тем самым блокируют возможность исправления неточных действий по пути достижения цели. Дожидаются полного исполнения и уже тогда спускают обратную связь с критической оценкой результата. Вопрос: «Зачем ждать неправильного выполнения задачи, когда можно в процессе направить действия сотрудника в нужное русло!?» - вопрос скорее опять риторический. Тут у подопечного возникает только абсолютно оправданная реакция со словами: «А можно это было сказать раньше? Когда подходил и видел, что я неправильно делаю?» - гнев – отчаяние – демотивация.

Пятая, важная ошибка – обратная связь в присутствии других людей. Окей, если вы собираетесь дать позитивную обратную связь и выделить кого-то перед присутствующими, похвалить его, чтобы остальные тоже прониклись этими же чувствами и тоже стали стараться. Однако, сначала продумайте, не возведёт ли это человека в статус вашего любимчика, что в последствии может создать для него проблемы, если мыслить в корпоративных стандартах. А если это ваш ребенок, член семьи, друг – можно смело гордиться вслух, возвеличивая его перед родственниками и знакомыми. Но, если обратная связь с элементами корректировки действий, той самой «ложкой дегтя» или вообще негативная, то ее необходимо выдавать только тет-а-тет! Во-первых, подумайте о чувствах человека, если вы прилюдно «как котенка носом» поучаете его. Во-вторых, обратная связь наедине — это просто негласное правило коммуникации, запомните это как аксиому.

Внимательно проанализировав и сопоставив со своими действиями все вышенаписанное, давайте подводить результаты.

У кого получилось всего пять баллов – отлично! Вам не свойственны самые главные ошибки обратной связи. Скорее всего, ваши дети, родственники, подчиненные довольны коммуникацией с вами, и пребывают в прекрасном расположении духа, сотрудничая с мастером фидбэка.

У кого – от 7 до 15 баллов – иногда вы делаете ошибки предоставляя обратную связь. Чаще всего вы понимаете, где и как, в последствии стараясь исправить свои действия, учитывая предыдущий опыт. Больше слушайте себя и не пренебрегайте советами со стороны.

У кого – от 17 до 25 баллов – что же, вам есть над чем поработать. Самое главное сейчас вы обладаете информацией и знаете свое слабое место, а это уже полдела! Постарайтесь перед трансляцией обратной связи, для себя ее четко сформулировать в соответствии с правилами, а лучше запишите и не отступайте от начертанного. Со временем вы отработаете данный навык до автоматизма и полностью избавитесь от ошибок!

Теперь есть над чем задуматься, что проанализировать и изменить, ведь работа над собой всегда приносит сочные и спелые плоды.

Узнать больше

Давайте свяжемся

Будьте в курсе наших последних событий. Зарядитесь нашими историями успеха. Подпишитесь на рассылку, и мы будем ежемесячно присылать вам новую порцию вдохновения.

Свяжитесь с нами

Благодарим вас за интерес к РСМ. Пожалуйста, заполните форму, и мы ответим вам в течение 24 часов.


Подпишитесь на рассылку, чтобы первыми получать приглашения на наши события!

Вход для PCM профессионалов



Войти


Я еще не зарегистрирован,
Зарегистрироваться

Забыли пароль

Я еще не зарегистрирован


Никогда не поздно зарегистрироваться и воспользоваться преимуществами, которые мы предлагаем нашим тренерам!

Зарегистрироваться

Зарегистрироваться


Я уже зарегистрирован,
Войти


Я уже зарегистрирован


Рады видеть вас снова :)

Войти
Регистрация на мероприятие

Спасибо за ваш интерес!

Этот сайт использует файлы cookies

Мы используем файлы cookies для улучшения наших услуг. При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookies в соответствии с настоящим уведомлением. Вы можете отключить файлы cookies через настройки вашего браузера