Оказывается, все дело в разных типах личности. Но только ли в них? Подробности расскажем в нашей статье.
Нередко в одной семье, в одних и тех же условиях и обстоятельствах мы видим абсолютно разных детей. Например, сын – прилежный ученик, который все делает вовремя и собран. Дочка – пацанка, вечно забывающая вещи в школе и опаздывающая на уроки. Даже с близнецами, рожденными в один и тот же день, такое бывает. И родители впадают в недоумение и ступор. Возникают вопросы: «Почему ты так себя ведешь? А почему ты не можешь как сестра/брат»?
О том, как научиться принимать своего ребенка, не пытаться впадать в нравоучения и почему стоит начать с себя (родителя) Parents рассказала Мусаханова Анна - сертифицированный тренер PCM в семейном консультировании и образовательных проектах, дипломированный психолог-консультант и коуч.
Как будто «подкинули»
Дети могут быть настолько разными, что это вызывает недоумение у родителей: «Ни у меня, ни у мужа нет таких привычек, мы себя так не ведем. В кого ты такой»? Объяснить разницу между детьми может PCM-модель процесса коммуникации. Эта теория предложена Тайби Кэлером, американским клиническим психологом.
*PCM - это инструмент, который быстро и эффективно помогает нам наладить более качественную коммуникацию с окружающими. Мы начинаем лучше понимать себя и своих близких, добавляя в общение позитива и уменьшая количество конфликтов и стресса.
Все дело в шести типах личности
- Душевный: воспринимает мир через чувства, отличается сентиментальностью.
- Бунтарь: воспринимает мир через игровой контакт, любит свободу и веселье.
- Логик: воспринимает мир через факты, ответственен, пунктуален, дисциплинирован.
- Деятель: воспринимает мир через действия, обаятелен, быстр, любит соревноваться и побеждать.
- Мечтатель: воспринимает мир через воображение, склонен к интроверсии, рефлексии, созерцанию.
- Упорный: воспринимает мир через ценности и убеждения, придерживается принципов, спорит.
Конечно, это не значит, что нужно махнуть рукой, не прививать ребенку ответственность, дисциплинированность или любовь к близким, например. Просто не нужно заставлять ребенка смотреть на мир вашими глазами. Это не сделает ни его, ни вас счастливым.
Начинать принятия ребенка с познания себя
У каждого из нас существуют свои индивидуальные психологические потребности, удовлетворять которые необходимо, иначе стрессов и деструктивного поведения не избежать. И если родитель знает свои психологические потребности и способы их удовлетворения, то будет оставаться в ресурсном состоянии и сможет видеть лучшее в себе и своем ребенке.
Запрограммировать в ребенке тот или иной тип личности невозможно, так же как задать человеку природный темперамент. Считается, что мы рождаемся, имея в базе тот или иной тип личности. Он и будет для нас ведущим на протяжении всей жизни.
При этом нужно помнить, что в каждом из нас есть все шесть типов личности, просто представлены они в разной пропорции. Это и делает нашу структуру личности индивидуальной.
Дети могут кардинально отличаться от родителей по типу личности, дети между собой в одной семье тоже могут быть разными. И не стоит пытаться переделать детей, подстроить их под себя или друг под друга.
Для начала родителю нужно познать себя. Необходимо ответить на вопросы: «Кто я, каковы мои сильные и слабые стороны? Почему для меня принципиально именно это»? Нам проще всего общаться с теми, у кого схожая с нами база.
Если я воспринимаю мир через факты, анализирую происходящее, опираюсь на статистику, то где-то в глубине души надеюсь, что и другие так тоже должны делать. А если представить, что наш ребенок смотрит на все через другие линзы? Он, например, воображает и рисует себе образы, прежде чем что-то сделать или выбрать.
Если, например, один ребенок быстрый, а второй медлительный? И вам кажется, что медлительного толку не получится. А он на самом деле в это время придумывает что-то совершенно невероятное, и сколько бы вы его не подгоняли, это ничего не изменит.
Главная цель – научиться взаимодействовать с миром одинаково комфортно на всех этажах, то есть иметь возможность с любым типом личности находить общий язык, выстраивать эффективную коммуникацию. Для этого необходимо дать пространство и возможность нашим близким оставаться самими собой.
Нужно прийти к осознанию того, что ребенок может иметь другой тип личности, совсем другую структуру, отличную от вас, брата или сестры. А значит, быть обладателем другого типа восприятия мира, других психологических потребностей, его вдохновение и мотивационные стимулы могут лежать в другой плоскости.
Перестать искать «идеал»
Именно это поможет перестать искать в ребенке идеал, который создали воображение, личный опыт и ограничивающие убеждения родителя. Это совершенно не значит, что ребенок, которому чужды осознание времени и дедлайнов, не должен учиться следовать расписанию, а замкнутый отличник не должен освоить навыки социального общения.
Здесь как раз важно родителям, через принятие своего ребенка дать ему возможность бережно, с учетом его структуры личности, его психологических потребностей, развить те черты характера, которые пока недостаточно развиты, направить и поддержать его на пути взросления.