«Стили управления»: команда PCM

«Стили управления»: команда PCM


Много лет назад на российских бизнес просторах существовала одна большая организация, созданная выходцами из силовых структур. В этой организации все время была очень большая «текучка персонала», люди проработав один, максимум три месяца, увольнялись. Проблема поиска новых людей стояла остро и в то время отдел подбора персонала насчитывал рекордное по тем временам количество рекрутеров. Подбор новых людей основывался на разработанных должностных инструкциях, профессиональных критериях, но самое главное — это личностные характеристики, которым должен был соответствовать каждый член компании, для этого даже использовали пул психологических тестов.


По установке руководства каждый кандидат должен был соответствовать следующим критериям: быть лидером, легко принимать решения, быть ответственным, самомотивированным, уметь работать автономно, планировать свои задачи и работу, быть самостоятельным и инициативным.


Как только новый сотрудник оформлялся и выходил на свой первый день, он сталкивался с рядом административных правил, иначе говоря правил поведения. Каждое утро, придя на работу ровно в девять ноль ноль (опоздания, как и приход раньше запрещен – карается штрафом), необходимо открыть в компьютере программу учета рабочего времени и написать поминутный план, что сегодня необходимо выполнить, далее запустить счетчик времени. Счетчик времени в программе необходимо каждый раз, когда сотрудник выходит куда-то по своим делам (обед, туалет, перекур), останавливать, так как это время не входит в рабочее. В течение дня при выполнении тех или иных задач, необходимо делать запись в программе и списывать время на нее, например: собеседование с кандидатом на должность тестировщика ФИО – двадцать шесть минут. В конце дня, недели и месяца время, запланированное на те ли иные задачи и время, списанное на них, должно схлопнуться в ноль. При расхождении, в зависимости от значения расхождения в минутах, штраф от пяти до тридцати процентов от зарплаты. Ходить без бейджа нельзя, спускаться на лифте нельзя (можно только подниматься – о здоровье сотрудников компания думает…..), ходить в другие департаменты и вообще по зданию без цели нельзя, обед строго сорок минут, - если не успел, остался голодный. Соответственно задачи ставятся очень директивно, жестко, при невыполнении штрафы за все! Все сотрудники, обладающие прекрасными, вышеперечисленными качествами, через очень непродолжительное время бегут просто сломя голову. И никто не может понять почему. Компания известная, лидер в своей области, прекрасный офис, рядом с метро, обеды, что еще надо-то. Так и мучались они, а может мучаются до сих пор… Давайте разбираться, где ошибка? Уместно тут сказать: «Рыба гниет с головы?» - о да! Это как раз тот случай.


Обычно выделяют четрые стиля организационного управления - это автократический, демократический, доброжелательный и свободный. Когда кто-то планирует создавать компанию, он уже сразу, исходя из своих предпочтений, понимает в каком стиле ему проще работать с сотрудниками. Нет хороших или плохих стилей, есть контекст, в котором тот или иной стиль эффективен.

Автократический стиль


Характеризуется центральной личностью руководителя, который отдает директивы и требует четкого выполнения всех задач с постоянным контролем ситуации. Максимально сосредоточен на выполнении задач и строгого соблюдения процедур. Для такого руководителя сотрудники, в основном, как способ достижения результата, их инициативы не учитываются, а самостоятельность порицается. Данный стиль руководства не способствует к созданию креатива, сотрудничества и коллективного разума. Эффективен только в очень узком производственном спектре или при чрезвычайных ситуациях. При таком методе управления эффективно работают люди ведомые, не умеющие принимать самостоятельных решений или те, кто слепо верит в идею и результат под руководством авторитарного сильного лидера. Стиль противопоказан для всех остальных, так как создает ощущение ограничения прав и свобод и творчества.  

Демократический стиль или принцип круглого стола Короля Артура


Где каждый сотрудник имеет право голоса и при выборе решения, учитывается мнения коллег, при этом сохраняется центральная роль руководителя. Это стиль стимулирует обмен информацией, конструктивный диалог и выбор максимально эффективного для всех решения. Сотрудники чувствуют себя комфортно, так как уверены, что их голоса учитываются. В подобной атмосфере комфортно работать тем, кто привык рассуждать о поставленных задачах, обсуждать рабочие нюансы, но мало подходит тем, кто хочет быстро действовать и иметь быстрый результат. Демократический стиль - стиль о процессе.

Доброжелательный стиль


Комфортный стиль с душкой руководителем. Такой руководитель всегда на первое место ставит людей, делает все для максимального комфорта работы, поддерживает тесные отношения с сотрудниками, относится к ним с душой. Сотрудники ощущают заботу и комфорт, участие в их личной жизни и чувствуют себя в атмосфере доброжелательности. Такой руководитель также стимулирует дружеские отношения среди сотрудников, поощряет сотрудничество и взаимодействие, его центральная роль сохраняется – он сплачивает людей вокруг себя. Очень комфортный стиль для тех, кто любит и ценит искренность и нуждается в поддержке, одобрении, принятии со стороны. Тем, кто считает, что работа не место для личных взаимоотношений, и не любит путать дружбу и бизнес – в такой атмосфере работать не комфортно.

Свободный стиль


Иногда его называют равный или горизонтальный. Тут руководитель старается стоять наравне со всеми, утрачивая центральную позицию. Стиль управления характеризуется полным невмешательством в деятельность сотрудников, стимулирует креатив, самостоятельность и ответственность. Руководитель на равных с сотрудниками, доверяет им и не вмешивается. Очень хорошо работает в творческих коллективах, за счет нерегламентированности рабочего процесса, а также с ответственными людьми, которые против постоянного контроля и знают, что им нужно делать. Эффективен с осознанными личностями и состоявшимися профессионалами, которым не нужны постоянные инструкции. Сложно в таких условиях работать тем, кому нужны четкие задачи и инструкции.


Все стили разные и направлены на разных людей, но что делать, когда в компании есть лидеры и профессионалы, достигаторы и новички, креативщики и бездельники)?

Вот тут на помощь приходит самый крутой стиль управления – ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ!


Он не выделен в отдельный стиль, так как совмещает в себе все вышеперечисленное. Он основан на том, что каждый сотрудник индивидуальность. Опытный руководитель не старается переделать его или подмять под себя, а просто управляет им, учтивая его личность. В совершенстве владея всеми стилями, определяя индивидуальные особенности человека, дает либо свободу действий, либо жесткие указания, либо вместе с ним, у него на кухне за чашкой чая, составляет отчет.


Давайте вернемся к началу статьи и рассказу о той авторитарной компании. Сейчас мы точно можем сказать, в чем ошибка и что спровоцировало «текучку кадров» - ошибка в управлении и выборе сотрудников. Нестыковка в том, что данная организация придерживается чрезвычайно жесткой автократии, и им необходимо выбирать сотрудников, которые легко подчиняются, - ведомых, ждущих четких инструкций и указаний, тех, кто не может работать без систематического контроля и готов на все ради результата. Однако, требования для сотрудников прямо противоположные. Соответственно – это прямая дорога к конфликту, «бунту» и увольнению. Все просто и наглядно, согласитесь?!


Чтобы избежать подобных ошибок, понять какие люди нужны для органичного функционирования вашей компании, какого стиля руководства необходимо придерживаться для результативности и продвижения на рынке, необходимо проанализировать как компанию в целом, так и всех сотрудников. Понять какие ценности и критерии при достижении результата у каждого, где они совпадают, а где расходятся с мнением руководства, и как направить все усилия для достижения цели.


Модель Процесса Коммуникации поможет вам в этом, являясь эффективным инструментом для решения бизнес-задач подобного уровня.

Узнать больше

Давайте свяжемся

Будьте в курсе наших последних событий. Зарядитесь нашими историями успеха. Подпишитесь на рассылку, и мы будем ежемесячно присылать вам новую порцию вдохновения.

Свяжитесь с нами

Благодарим вас за интерес к РСМ. Пожалуйста, заполните форму, и мы ответим вам в течение 24 часов.


Подпишитесь на рассылку, чтобы первыми получать приглашения на наши события!

Вход для PCM профессионалов



Войти


Я еще не зарегистрирован,
Зарегистрироваться

Забыли пароль

Я еще не зарегистрирован


Никогда не поздно зарегистрироваться и воспользоваться преимуществами, которые мы предлагаем нашим тренерам!

Зарегистрироваться

Зарегистрироваться


Я уже зарегистрирован,
Войти


Я уже зарегистрирован


Рады видеть вас снова :)

Войти
Регистрация на мероприятие

Спасибо за ваш интерес!

Этот сайт использует файлы cookies

Мы используем файлы cookies для улучшения наших услуг. При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookies в соответствии с настоящим уведомлением. Вы можете отключить файлы cookies через настройки вашего браузера