Стресс в школе: как трансформировать в эмоциональный комфорт?

Стресс в школе: как трансформировать в эмоциональный комфорт?

Анна Мусаханова
Анна Мусаханова
PCM Коуч&PCM Тренер

Оригинал статьи здесь 


Как родителям помочь ребёнку с помощью методики PCM

Совсем избежать проблем почти нереально. Это и не нужно. Решая их, ребёнок развивается. Но проблема проблеме рознь. Одно дело — получить тройку или не сдать вовремя домашнее задание. Другое — тихо ненавидеть школу и перестать хотеть учиться.

Чем помочь ребёнку в разных стрессовых ситуациях, подсказывает сертифицированный тренер PCM, психолог-консультант и коуч Анна Мусаханова.

Какая методика может помочь при стрессе

Помочь школьнику в стрессовых ситуациях может методика модели процесса коммуникации (Process Communication Model, PCM). Её используют во всём мире в образовательных проектах, школах, университетах. А также в бизнесе для построения эффективной коммуникации и уменьшения стресса. Мы уже обсуждали, чем она полезна в выборе призвания и профессии.

Напомним, PCM — это один из инструментов, которые помогают повысить качество взаимодействия с окружающими.

В чём школьнику помогает применение методики PCM:

  • понять себя и близких;

  • добавить в общение позитив;

  • снизить количество конфликтов;

  • минимизировать стресс.

Как развивается стресс согласно модели процесса коммуникации

По модели PCM у стресса три стадии. Они проявляются и у детей, и у взрослых:

  • Первая стадия — дверь в стресс. Это лёгкая форма без ярко выраженной отрицательной эмоциональной окраски. Мы даже можем её не замечать. Но чувствуем, как будто что-то не так. И хотим обратно в стабильное позитивное состояние. Вернуться в норму из этой стадии стресса действительно проще всего.

  • Вторая стадия стресса — атака. Обычно она заметна и нам, и окружающим. Сложно сдерживать эмоции, мы нападаем на оппонента или обвиняем его. Как вариант, занимаемся самоедством, проявляя аутоагрессию, — нападаем сами на себя.

  • Третья стадия стресса — темница стресса. В момент конфликта вернуться в состояние «я — окей, ты — окей» из этой стадии невозможно, должно пройти время. Иногда из неё выходят за несколько минут. А иногда не выходят за всю жизнь.

Как тип личности связан со стрессом

Представим, что ребёнка затягивает в воронку стресса второй стадии. Важно ему помочь и предотвратить попадание на следующую стадию — в темницу стресса. И в этом пригодится знание доминирующих черт ребёнка по модели PCM.

Модель процесса коммуникации выделяет шесть типов личности. В каждом человеке присутствуют все шесть, но в разной мере. Один или два типа школьник демонстрирует наиболее ярко. Зная доминирующий тип личности, проще помочь ребёнку в проблемных состояниях и ситуациях.

Как помочь ребёнку в стрессе по методике PCM

Характерные параметры шести типов личности по PCM объясню на примере поведения ребёнка в стрессе. Подскажу, какие сигналы вызывают дискомфорт, чем помочь и как поддержать школьника.

Логик

Дети с базовым типом личности «Логик» организованны, ответственны, обычно они хорошо учатся, не доставляют родителям и учителям много забот. Делят людей на умных и глупых. Логикам важны оценки и признание их работы.

Что может быть причиной эмоционального дискомфорта Логика?

  • Недостаточная похвала его компетенциям, умениям, достижениям (со стороны как родителей, так и педагогов).

  • Чрезмерно лёгкая школьная программа, которая вызывает скуку и не даёт возможности углублять знания.

  • Слишком сложная программа, которая пока не по силам ребёнку.

  • Излишне расслабленная атмосфера в школе.

  • Нападки со стороны одноклассников, которые с трудом выносят чрезмерную прилежность юного Логика.

  • Спонтанные и неорганизованные одноклассники.

В стрессе такой ребёнок может повышать голос, проявлять нетерпеливость, раздражаться на некомпетентность других. Опоздания или отступления от графика могут выводить его из себя. Логик может придираться к одноклассникам, обвиняя их в нарушении порядка.

Что делать родителям?

  • Задавать вопросы. Логики любят обсуждения. Уточняющие вопросы здесь как нельзя кстати.

  • Попросить письменно описать ситуацию. И продумывать следующий шаг исходя из этой информации.

  • Хвалить за усердие, результаты, качество работы.

  • Учить техникам расслабления. Даже с детьми можно заниматься дыхательной гимнастикой и йогой.

Упорный

Школьники с типом личности «Упорный» наблюдательны, преданны, сознательны и добросовестны. Они оценивают людей и события на предмет соответствия их ценностям и убеждениям. Таким детям несложно следовать правилам и придерживаться рутины.

Упорные могут доводить проекты до конца. Выполняют обещания. Им нравится делать всё на отлично, особенно если речь идёт о спасении мира. С особым рвением участвуют в социальных проектах, школьных программах. В школе они не создают сложностей для педагогов и учебного процесса.

Что может быть причиной эмоционального дискомфорта Упорного?

  • Разногласия с одноклассниками или педагогами на уровне ценностей.

  • Чрезмерная критика в его адрес.

  • Предательство близких.

  • Отсутствие значимых для него проектов в школе.

В стрессе Упорные бывают придирчивы и критичны. Им сложно принять другую точку зрения, они тяжело воспринимают обратную связь и не приемлют критики в свой адрес.

Что делать родителям?

  • Обсудить ситуацию, задавать вопросы. Но не уточняющие, как Логику, а открытые, с целью узнать мнение. Например: «Что, на твой взгляд, должны были сделать одноклассники? А что они сделали в реальности?»

  • Предложить интересный проект вне школы, например волонтёрство (если это подходит по возрасту).

  • Похвалить за умение делать работу «по-взрослому»: с самоотдачей и без напоминаний.

  • Предложить техники для принятия других точек зрения.

Душевный

Дети с доминирующим типом личности «Душевный» добры и отзывчивы. Они чувствуют эмоции окружающих. Когда у близких всё в порядке, у Душевного тоже отличное настроение.

Чтобы день удался, Душевному необходимо быть в хороших отношениях с другими. Общение с друзьями, обсуждение новостей, своих и чьих-то проблем, обмен дружескими советами и словами поддержки — всё это даёт ресурс Душевному-школьнику.

Душевному важно понравиться окружающим. Если чувствует дисгармонию, это может ввести его в ступор. Он не может принять решение из-за страха кого-то обидеть. При этом он не может вербализовать свою обиду, сказав, что конкретно его расстроило.

Что может быть причиной эмоционального дискомфорта Душевного?

  • Ухудшение отношений с друзьями, расставание с кем-то из них.

  • Изменение отношений с учителем.

  • Сердечная «драма».

  • Буллинг.

Ребёнок с типом личности «Душевный» эмоционален, склонен к слезам. Если его правильным образом не успокоить в стрессе, он может продолжить совершать глупые ошибки и чувствовать себя нелюбимым, неуспешным, одним словом, неудачником.

Что делать родителям?

  • Общаться языком заботы, в мягкой форме предлагая поддержку.

  • Говорить о том, как ребёнок важен и любим.

  • Готовить ему то, что он любит.

  • Предложить ванну с успокаивающими травами, ароматными добавками.

  • Подарить ему «талисман» — милую мягкую игрушку, которая будет «защищать» его от всех напастей.

  • Узнать контактный телефон детского психолога на случай необходимости.

Мечтатель

Школьники-Мечтатели задумчивы, спокойны, погружены в себя. Они могут проявлять застенчивость и другой, нестандартный взгляд на происходящее. При этом у них развита фантазия. Эти качества позволяют Мечтателям в одних ситуациях демонстрировать большой творческий потенциал, а в других — выполнять рутинную работу.

Что может быть причиной эмоционального дискомфорта Мечтателя?

  • Непонимание со стороны учителей, которые, к примеру, могут пытаться «подружить» Мечтателя со всем классом.

  • Неприятие со стороны одноклассников.

  • Буллинг.

  • Отсутствие пространства для уединения.

  • Чрезмерное напряжение в школе.

  • Многозадачность и необходимость всё делать быстро.

В состоянии лёгкого стресса Мечтатель может «отключиться» от происходящего и перестать воспринимать информацию. Он уходит в себя и погружается в воображаемый мир, выстраивая невидимую стену между собой и окружающими. Если вовремя не отследить этот момент, Мечтатель может выйти из общения уже и на физическом уровне, прекратив контакт, — например, перестать ходить в школу.

Что делать родителям?

  • Создать условия для коммуникационного и физического уединения.

  • Выбрать подходящую школу с маленькими классами и вниманием каждому ученику.

  • Найти и предложить отдушину в виде творческого хобби.

  • В ненавязчивой манере помочь в планировании времени и деятельности.

  • Придерживаться деликатной формы общения с чётко сформулированными фразами: «Опиши, пожалуйста, что может помочь тебе завершить это задание вовремя».

  • Не торопить!

Бунтарь

Дети с доминирующим типом личности «Бунтарь» яркие, артистичные, творческие и непредсказуемые. Часто с отличным чувством юмора. Они не бывают нейтральны и воспринимают события и людей гипертрофированно: от «обожаю» до «ненавижу» без промежуточных реакций.

Встречаются Бунтари-интроверты. Они не отпускают так много шуток во внешний мир, но ожидание веселья в них всё равно присутствует. Бунтари не любят, когда им указывают, что и как делать, особенно если это касается соблюдения сроков, правил и дисциплины. Долгосрочные проекты им сложно реализовывать. Бунтарям важно, чтобы нескучно было уже сейчас.

Что может быть причиной эмоционального дискомфорта Бунтаря?

  • Ригидная, жёсткая обстановка в школе.

  • Отсутствие возможностей для реализации его творческого потенциала.

  • Отсутствие весёлых единомышленников среди одноклассников.

В стрессе бывают токсичными. Перестают брать ответственность на себя, на любой вопрос отвечают: «Не знаю». Могут провоцировать, зло шутить. В глубоком стрессе могут дойти до травли других детей.

Что делать родителям?

  • Пошутить.

  • Поиграть.

  • Подобрать школу, где у ребёнка больше свободы и при этом есть рамки.

  • Предложить на выбор творческое хобби, спортивную секцию или другую активность, позволяющую разрядиться и сбросить деструктивную энергию.

  • Принимать его таким, какой он есть.

  • Избегать нотаций и наездов.

  • Хвалить даже за маленькие достижения.

Деятель

Школьники-Деятели гибкие, находчивые, с развитой харизмой. Их отличает решительность. Деятели умеют рисковать. И нередко думают уже после того, как что-то сделали. Способны быть многозадачными. Деятели умеют убеждать, без труда заводят друзей и становятся лидерами в классе, с лёгкостью получают от других то, что им нужно.

Что может быть причиной эмоционального дискомфорта Деятеля?

  • Отсутствие возможности ярко проявить себя в школе.

  • Нехватка соревнований и «масштабных» проектов.

  • Отсутствие поощрений и признаний в школе и от родителей.

В стрессе Деятелем руководит потребность выглядеть круто в глазах одноклассников/друзей и не потерять лицо ни при каких обстоятельствах. Когда что-то идёт не по его плану, Деятель может оставить группу друзей, поменяв её на более подходящую в моменте. Нередко Деятели манипулируют и ведут себя безразлично по отношению к другим. В глубоком стрессе обвиняют окружающих, подталкивают их к совершению ошибок, подтасовывают факты, в общем делают всё, чтобы остаться в стороне и избежать наказания.

Что делать родителям?

  • Вовлекать Деятеля в проекты, которые приведут его к успеху и добавят ему авторитет в глазах друзей и одноклассников.

  • Предлагать хобби и спортивные секции, где можно удовлетворить страсть к соревнованию.

  • Делать комплименты.

  • Поощрять за каждую победу.

  • Научить принимать поражение и не считать его концом света.

И ещё один универсальный способВажно создать такие условиячтобы ребёнок ощущал в семье полное принятие и поддержкуТогда он сможет отдохнуть дома от любых стрессовИ сам расскажет об эмоциональном дискомфортекогда ситуацию ещё можно исправить. 


Узнать больше

Давайте свяжемся

Будьте в курсе наших последних событий. Зарядитесь нашими историями успеха. Подпишитесь на рассылку, и мы будем ежемесячно присылать вам новую порцию вдохновения.

Свяжитесь с нами

Благодарим вас за интерес к РСМ. Пожалуйста, заполните форму, и мы ответим вам в течение 24 часов.


Подпишитесь на рассылку, чтобы первыми получать приглашения на наши события!

Вход для PCM профессионалов



Войти


Я еще не зарегистрирован,
Зарегистрироваться

Забыли пароль

Я еще не зарегистрирован


Никогда не поздно зарегистрироваться и воспользоваться преимуществами, которые мы предлагаем нашим тренерам!

Зарегистрироваться

Зарегистрироваться


Я уже зарегистрирован,
Войти


Я уже зарегистрирован


Рады видеть вас снова :)

Войти
Регистрация на мероприятие

Спасибо за ваш интерес!

Этот сайт использует файлы cookies

Мы используем файлы cookies для улучшения наших услуг. При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookies в соответствии с настоящим уведомлением. Вы можете отключить файлы cookies через настройки вашего браузера