«Секрет преподавания в том, чтобы показать, что ты всю жизнь знал то, о чем прочитал вчера вечером».
Из интернета
Каждый из нас был студентом, кто-то даже неоднократно, в разном возрасте и разных университетах, курсах, семинарах. Так как мы все имеем подобный опыт, очень просто ответить на вопрос: «Какие лекторы вам нравились больше?». Каждый начнет отвечать на поставленный вопрос с воспоминаний, о свих любимых учителях и профессорах. Мы полностью убеждены, что все будут давать следующие определения: интересный, яркий, забавный, метафоричный, динамичный и харизматичный. Также, мы уверены, что никто не вспомнит скучных, монотонных лекторов, пусть даже и святил науки. Наша память работает так, что мы запоминаем в основном форму, а не содержание, поэтому любое яркое выступление задерживается в нашей памяти надолго. И даже бывает так, что, выйдя с прекрасной и интересной лекции, мы не помним ее содержания, но уверены в том, что она была великолепной! Получается, что вниманием человека, а тем более студента можно манипулировать, именно видом преподнесения материала. Парадокс? Возможно! И этому даже есть название – эффект доктора Фокса.
В далекие семидесятые годы прошлого столетия, на медицинском факультете Университета Южной Калифорнии, ученые, докторы наук Дональд Нафтулин, Джон Уэр и Франк Доннелли заметили то, что зачастую позитивная обратная связь от студентов к преподавателям основана совсем не на содержательности транслируемых лекций. Высшую оценку студенты давали профессорам, которые располагали к себе личностно и обладали какими-то неординарными качествами. Конечно, для преподавательского состава это было печально, и Дональд Нафтулин, Франк Доннелли и Джон Уэр решили разобраться в данном вопросе опытным путем. Они провели блестящий эксперимент, причем подобное исследование имело место и в более поздних годах, однако результаты были те же самые, что говорит о высокой валидности эксперимента. Итак, в двух аудиториях, в одно и то же время, проходили две лекции на одну тему: «Математическая теория игр и ее применение к врачебному образованию». Данная тема была в новинку слушателям, и среди них не было тех, кто обладал знаниями в данной области. Группа испытуемых в обеих аудиториях состояла из людей имеющих степени магистров, докторов наук, практикующих психотерапевтов и психиатров. Как и положено для исследования, общие вводные были одинаковые и в двух аудиториях, были соблюдены идентичные условия, за исключением лекторов. В аудитории номер два, тему рассказывал именитый профессор, профессионал своей области, который вел лекцию в обычной, свойственной, для большинства преподавателей немного скучной манере. Для проведения лекции в первой аудитории, исследователями был нанят актер Майкл Фокс. Накануне ему была поставлена задача, перевоплотиться в профессора, светилу науки и эксперта в вопросе лекции. Готовясь к выступлению, Майкл Фокс прочел лишь одну статью на тему, в которой он не разбирался, из которой запомнил некоторое количество терминов и «умных слов». Его главной задачей было конгруэнтно сыграть роль, так, чтобы ни у кого не возникло сомнений, что перед ними настоящий профессор и знаток науки. Для того чтобы подчеркнуть значимость лектора перед слушателями, его представил настоящий профессор. Представляющий, для подчеркивания важности спикера, был одет в простую футболку, шорты и шлепки, в то время как «лжепрофессор» напротив выглядел достаточно солидно в хорошем костюме и очках с роговой оправой. Используя большое количество терминов, неологизмов, метафорических оборотов, умных фраз «доктор Майрон Фокс» - эксперт в теории математических игр, с особой харизмой, уверенно, с юмором и экспрессией провел лекцию. Речь доктора Фокса произвела колоссальное впечатление на слушателей, хотя в своей лексике и структуре не несла определенного смысла, если не сказать, что была бессмысленной. После лекций, слушателей обеих аудиторий попросили заполнить анкету, в которой необходимо было дать оценку лектору. По полученным результатам, настоящий профессор заметно проиграл «лжепрофессору». Оценки доктора Фокса впечатляли, а самое интересное, что среди испытуемых нашлись те, кто был уверен, что ранее читал работы доктора Фокса! Результаты исследования были опубликованы в журнале Scientific American в 1973 году. Статья наделала много шума в профессиональных кругах, так как, по сути, заявила о том, что любой, только благодаря харизме и актерскому таланту может завоевать расположение аудитории. Таким образом, было доказано, что личность и стиль преподнесения информации лектором важнее, чем сами знания. Даже если лекция полностью бессмысленна, но интересна, так же как и личность спикера, студенты чувствуют удовлетворение и ощущают наполненность знаниями, которых в реальности нет.
Почему же эффект Фокса так важен? Что знание о нем может дать обычным лекторам, тренерам, преподавателям, да и вообще каждому? Как можно использовать его во благо себе? То, что мы обладаем знанием об эффекте доктора Фокса – это пол дела! Теперь мы можем легко применить это в своей жизни и деятельности, каким образом? Давайте разбираться и сначала подумаем о факторах, которые и производят данный эффект.
Конечно, в первую очередь это сама личность и внешний вид выступающего. Согласитесь, что, если человек открыт для общения, направлен к людям, имеет приятную внешность и голос, то производит сразу более благоприятное впечатление, нежели замкнутый интроверт. Здесь большое влияние имеет эффект первого впечатления, по которому окружающие в течение первых сорока секунд уже решают, как они будут воспринимать все что говорит этот человек. Кстати, тут не последнюю роль играет и то, во что человек одет. Помните в эксперименте, доктор Фокс был одет солидно, а профессор, представляющий его, для контраста - очень свободно. Мы забыли упомянуть, то, что настоящий профессор из второй аудитории, был одет также свободно - джинсы и простая рубашка. То есть, фраза: «По одежке встречают» - действует и тут.
Уверенность в своей компетентности и в том, что говорить – важный фактор для создания эффекта доктора Фокса. Помните, как в фильме «Я самая обаятельная и привлекательная»:
«- А если я что-нибудь ляпну?
- И ляпай! Но ляпай уверенно. Это у них называется точкой зрения!»
Так и здесь, именно уверенность в своих словах, пусть даже в откровенно бредовых, демонстрирует нас как блестящих ораторов со своим, эксклюзивным видением проблемы. Если лектор, говорит без бумажки, блестяще владея «материалом», постоянно контактируя с аудиторией, создавая впечатление знатока предмета – все это воспринимается как высокий профессионализм. А само содержание не воспринимается мозгом, так как в данный момент мозг находиться под впечатлением красивой картинки. Поэтому, будьте уверены!
Харизма, считается, что это врожденный навык, в энциклопедии описывается как, способность почти гипнотически воздействовать на окружающих. Так и есть, многие из нас, описывают актеров, певцов, политиков или спикеров, как харизматичных и приписывая этому явлению их популярность. Набор таких качество, как чувство юмора, ироничность, эрудированность и коммуникабельность, во многом определяют харизму. Именно харизма доктора Фокса сыграла злую шутку со слушателями, поэтому если лектор, преподаватель, тренер или просто менеджер владеют этим навыком – успех всегда обеспечен!
И конечно же невербальные коммуникации, имеют огромное значение в успехе лектора. Статистика значений невербальных коммуникаций, еще раз подтверждает эффект доктора Фокса. Знаете ли вы, что при общении человек воспринимает и считывает информацию следующим образом:
55% - невербальные коммуникации – жесты, мимика, эмоции;
38% - звуковое сопровождение - тон, интонация и голосовой регистр;
7% - вербальные проявления, то есть сами слова.
Представьте, на долю смыслового содержания выступления отведено только 7%! Таким образом, мы еще раз убеждаемся в действии эффекта доктора Фокса, так как по сути не важно, что выступающий говорит, главное как! Отсюда, очарованные харизматичным, спонтанным и притягательным лектором слушатели, совсем не вникают в содержание лекции, они в восторге исключительно от невербальных коммуникаций и именно на их основе дают обратную связь выступающему.
Эффект доктора Фокса – обман? Иллюзия? Скорее всего так и есть. Основываясь на вышенаписанном, мы смело можем взять в оборот эти навыки, развить их у себя и стать непревзойденным оратором. Подводя итог, давайте рассмотрим область применения и распространения данного эффекта. Для кого важно о нем знать?
- Все, кто по роду своей деятельности должен выступать перед аудиторией, взяв на вооружение слагательные эффекта доктора Фокса и применив их на практике, могут добиться большого успеха в своей деятельности. Посмотрите на свои лекции, на себя как на спикера со стороны, и оцените, что нужно изменить чтобы гипнотически воздействовать на аудиторию. Кому-то нужно совсем немного, ну а если слушатели на ваших лекциях засыпают, советуем пойти на курсы ораторского мастерства, где вы сможете научиться на практике многим аспектам выступления перед публикой. Обладателям харизматичных навыков ведения выступлений, наоборот задуматься о смысловом содержании своих лекций. Также взгляните на себя со стороны и подумайте, а не отвлекает ли моя манера выступлений от знаний и содержания предмета? Если ответ положительный, пересмотрите свои лекции и сделайте особые акценты на результат, на то, что останется в головах у ваших слушателей. Если вам удастся найти баланс в этом – успех гарантирован.
- Все, кто работает в сфере СМИ, маркетинга, рекламы, политики, искусства, вышеописанные факторы, которые влияют на создание эффекта доктора Фокса – вам в помощь! Благодаря им, вы сможете создать блестящие презентации, цепляющие рекламные кампании, идеальные образы героев, в том числе и политических лидеров. А те, кто находиться по другую сторону экрана, знания об эффекте доктора Фокса помогут вам не попасть в ловушки харизматичных «лжепрофессоров». С четким критическим взглядом вы сможете отделить по-настоящему содержательную информацию от ярких фейков.
- И на самом деле, важный лайфхак для студентов (преподавательский состав прошу не читать то, что написано ниже – там не интересно ). Эффект доктора Фокса прекрасно работает во время сдачи экзаменов, проверено неоднократно! Если вы студент и вам предстоит устный экзамен действовать надо так:
- Заранее, накануне читаете лекцию или учебник и максимально запоминаете все что можно, особый акцент на специализированные термины.
- В экзаменационной аудитории выбираете билет и садитесь готовиться. Ваша задача сконцентрироваться на экспрессии ответа, вспомните термины, побольше «умных» слов, не сидите долго, а эффектно выходите отвечать.
- Во время ответа зачитываете билет четко, уверенно, с выражением и знанием дела. Сохраняя эту уверенность в голосе и движениях, начинайте рассуждать на тему билета, обязательно вставляя умные фразы и термины. Главное напор, уверенность, четкость и неважно что чего-то вы не помните или говорите что-то неверно.
- На дополнительные вопросы отвечаете в такой же манере, хотя, скорее всего, их не будет.
При соблюдении вышеописанного алгоритма высший балл вам обеспечен, ибо преподаватели на экзамене, обычно очень отвлеченно слушают студентов. А если вы уже сорок третий по счету, то вы обречены на успех, именно благодаря эффекту доктора Фокса. Не благодарите!
Вот в такие игры играет с нами наше восприятие, согласитесь, это очень интересно и практически применимо во многих областях нашей жизни.