Эффект доктора Фокса

Эффект доктора Фокса


«Секрет преподавания в том, чтобы показать, что ты всю жизнь знал то, о чем прочитал вчера вечером». 
Из интернета

Каждый из нас был студентом, кто-то даже неоднократно, в разном возрасте и разных университетах, курсах, семинарах. Так как мы все имеем подобный опыт, очень просто ответить на вопрос: «Какие лекторы вам нравились больше?». Каждый начнет отвечать на поставленный вопрос с воспоминаний, о свих любимых учителях и профессорах. Мы полностью убеждены, что все будут давать следующие определения: интересный, яркий, забавный, метафоричный, динамичный и харизматичный. Также, мы уверены, что никто не вспомнит скучных, монотонных лекторов, пусть даже и святил науки. Наша память работает так, что мы запоминаем в основном форму, а не содержание, поэтому любое яркое выступление задерживается в нашей памяти надолго. И даже бывает так, что, выйдя с прекрасной и интересной лекции, мы не помним ее содержания, но уверены в том, что она была великолепной! Получается, что вниманием человека, а тем более студента можно манипулировать, именно видом преподнесения материала. Парадокс? Возможно! И этому даже есть название – эффект доктора Фокса.

В далекие семидесятые годы прошлого столетия, на медицинском факультете Университета Южной Калифорнии, ученые, докторы наук Дональд Нафтулин, Джон Уэр и Франк Доннелли заметили то, что зачастую позитивная обратная связь от студентов к преподавателям основана совсем не на содержательности транслируемых лекций. Высшую оценку студенты давали профессорам, которые располагали к себе личностно и обладали какими-то неординарными качествами. Конечно, для преподавательского состава это было печально, и Дональд Нафтулин, Франк Доннелли и Джон Уэр решили разобраться в данном вопросе опытным путем. Они провели блестящий эксперимент, причем подобное исследование имело место и в более поздних годах, однако результаты были те же самые, что говорит о высокой валидности эксперимента. Итак, в двух аудиториях, в одно и то же время, проходили две лекции на одну тему: «Математическая теория игр и ее применение к врачебному образованию». Данная тема была в новинку слушателям, и среди них не было тех, кто обладал знаниями в данной области. Группа испытуемых в обеих аудиториях состояла из людей имеющих степени магистров, докторов наук, практикующих психотерапевтов и психиатров. Как и положено для исследования, общие вводные были одинаковые и в двух аудиториях, были соблюдены идентичные условия, за исключением лекторов. В аудитории номер два, тему рассказывал именитый профессор, профессионал своей области, который вел лекцию в обычной, свойственной, для большинства преподавателей немного скучной манере. Для проведения лекции в первой аудитории, исследователями был нанят актер Майкл Фокс. Накануне ему была поставлена задача, перевоплотиться в профессора, светилу науки и эксперта в вопросе лекции. Готовясь к выступлению, Майкл Фокс прочел лишь одну статью на тему, в которой он не разбирался, из которой запомнил некоторое количество терминов и «умных слов». Его главной задачей было конгруэнтно сыграть роль, так, чтобы ни у кого не возникло сомнений, что перед ними настоящий профессор и знаток науки. Для того чтобы подчеркнуть значимость лектора перед слушателями, его представил настоящий профессор. Представляющий, для подчеркивания важности спикера, был одет в простую футболку, шорты и шлепки, в то время как «лжепрофессор» напротив выглядел достаточно солидно в хорошем костюме и очках с роговой оправой. Используя большое количество терминов, неологизмов, метафорических оборотов, умных фраз «доктор Майрон Фокс» - эксперт в теории математических игр, с особой харизмой, уверенно, с юмором и экспрессией провел лекцию. Речь доктора Фокса произвела колоссальное впечатление на слушателей, хотя в своей лексике и структуре не несла определенного смысла, если не сказать, что была бессмысленной. После лекций, слушателей обеих аудиторий попросили заполнить анкету, в которой необходимо было дать оценку лектору. По полученным результатам, настоящий профессор заметно проиграл «лжепрофессору». Оценки доктора Фокса впечатляли, а самое интересное, что среди испытуемых нашлись те, кто был уверен, что ранее читал работы доктора Фокса! Результаты исследования были опубликованы в журнале Scientific American в 1973 году. Статья наделала много шума в профессиональных кругах, так как, по сути, заявила о том, что любой, только благодаря харизме и актерскому таланту может завоевать расположение аудитории. Таким образом, было доказано, что личность и стиль преподнесения информации лектором важнее, чем сами знания. Даже если лекция полностью бессмысленна, но интересна, так же как и личность спикера, студенты чувствуют удовлетворение и ощущают наполненность знаниями, которых в реальности нет.

Почему же эффект Фокса так важен? Что знание о нем может дать обычным лекторам, тренерам, преподавателям, да и вообще каждому? Как можно использовать его во благо себе? То, что мы обладаем знанием об эффекте доктора Фокса – это пол дела! Теперь мы можем легко применить это в своей жизни и деятельности, каким образом? Давайте разбираться и сначала подумаем о факторах, которые и производят данный эффект.

Конечно, в первую очередь это сама личность и внешний вид выступающего. Согласитесь, что, если человек открыт для общения, направлен к людям, имеет приятную внешность и голос, то производит сразу более благоприятное впечатление, нежели замкнутый интроверт. Здесь большое влияние имеет эффект первого впечатления, по которому окружающие в течение первых сорока секунд уже решают, как они будут воспринимать все что говорит этот человек. Кстати, тут не последнюю роль играет и то, во что человек одет. Помните в эксперименте, доктор Фокс был одет солидно, а профессор, представляющий его, для контраста - очень свободно. Мы забыли упомянуть, то, что настоящий профессор из второй аудитории, был одет также свободно - джинсы и простая рубашка. То есть, фраза: «По одежке встречают» - действует и тут.

Уверенность в своей компетентности и в том, что говорить – важный фактор для создания эффекта доктора Фокса. Помните, как в фильме «Я самая обаятельная и привлекательная»:
«- А если я что-нибудь ляпну?
- И ляпай! Но ляпай уверенно. Это у них называется точкой зрения!»

Так и здесь, именно уверенность в своих словах, пусть даже в откровенно бредовых, демонстрирует нас как блестящих ораторов со своим, эксклюзивным видением проблемы. Если лектор, говорит без бумажки, блестяще владея «материалом», постоянно контактируя с аудиторией, создавая впечатление знатока предмета – все это воспринимается как высокий профессионализм. А само содержание не воспринимается мозгом, так как в данный момент мозг находиться под впечатлением красивой картинки. Поэтому, будьте уверены!

Харизма, считается, что это врожденный навык, в энциклопедии описывается как, способность почти гипнотически воздействовать на окружающих. Так и есть, многие из нас, описывают актеров, певцов, политиков или спикеров, как харизматичных и приписывая этому явлению их популярность. Набор таких качество, как чувство юмора, ироничность, эрудированность и коммуникабельность, во многом определяют харизму. Именно харизма доктора Фокса сыграла злую шутку со слушателями, поэтому если лектор, преподаватель, тренер или просто менеджер владеют этим навыком – успех всегда обеспечен!

И конечно же невербальные коммуникации, имеют огромное значение в успехе лектора. Статистика значений невербальных коммуникаций, еще раз подтверждает эффект доктора Фокса. Знаете ли вы, что при общении человек воспринимает и считывает информацию следующим образом:

55% - невербальные коммуникации – жесты, мимика, эмоции;
38% - звуковое сопровождение - тон, интонация и голосовой регистр;
7% - вербальные проявления, то есть сами слова.

Представьте, на долю смыслового содержания выступления отведено только 7%! Таким образом, мы еще раз убеждаемся в действии эффекта доктора Фокса, так как по сути не важно, что выступающий говорит, главное как! Отсюда, очарованные харизматичным, спонтанным и притягательным лектором слушатели, совсем не вникают в содержание лекции, они в восторге исключительно от невербальных коммуникаций и именно на их основе дают обратную связь выступающему.

Эффект доктора Фокса – обман? Иллюзия? Скорее всего так и есть. Основываясь на вышенаписанном, мы смело можем взять в оборот эти навыки, развить их у себя и стать непревзойденным оратором. Подводя итог, давайте рассмотрим область применения и распространения данного эффекта. Для кого важно о нем знать?

  1. Все, кто по роду своей деятельности должен выступать перед аудиторией, взяв на вооружение слагательные эффекта доктора Фокса и применив их на практике, могут добиться большого успеха в своей деятельности. Посмотрите на свои лекции, на себя как на спикера со стороны, и оцените, что нужно изменить чтобы гипнотически воздействовать на аудиторию. Кому-то нужно совсем немного, ну а если слушатели на ваших лекциях засыпают, советуем пойти на курсы ораторского мастерства, где вы сможете научиться на практике многим аспектам выступления перед публикой. Обладателям харизматичных навыков ведения выступлений, наоборот задуматься о смысловом содержании своих лекций. Также взгляните на себя со стороны и подумайте, а не отвлекает ли моя манера выступлений от знаний и содержания предмета? Если ответ положительный, пересмотрите свои лекции и сделайте особые акценты на результат, на то, что останется в головах у ваших слушателей. Если вам удастся найти баланс в этом – успех гарантирован. 
  2. Все, кто работает в сфере СМИ, маркетинга, рекламы, политики, искусства, вышеописанные факторы, которые влияют на создание эффекта доктора Фокса – вам в помощь! Благодаря им, вы сможете создать блестящие презентации, цепляющие рекламные кампании, идеальные образы героев, в том числе и политических лидеров. А те, кто находиться по другую сторону экрана, знания об эффекте доктора Фокса помогут вам не попасть в ловушки харизматичных «лжепрофессоров». С четким критическим взглядом вы сможете отделить по-настоящему содержательную информацию от ярких фейков. 
  3. И на самом деле, важный лайфхак для студентов (преподавательский состав прошу не читать то, что написано ниже – там не интересно ). Эффект доктора Фокса прекрасно работает во время сдачи экзаменов, проверено неоднократно! Если вы студент и вам предстоит устный экзамен действовать надо так: 
    1. Заранее, накануне читаете лекцию или учебник и максимально запоминаете все что можно, особый акцент на специализированные термины. 
    2. В экзаменационной аудитории выбираете билет и садитесь готовиться. Ваша задача сконцентрироваться на экспрессии ответа, вспомните термины, побольше «умных» слов, не сидите долго, а эффектно выходите отвечать. 
    3. Во время ответа зачитываете билет четко, уверенно, с выражением и знанием дела. Сохраняя эту уверенность в голосе и движениях, начинайте рассуждать на тему билета, обязательно вставляя умные фразы и термины. Главное напор, уверенность, четкость и неважно что чего-то вы не помните или говорите что-то неверно. 
    4. На дополнительные вопросы отвечаете в такой же манере, хотя, скорее всего, их не будет. 


При соблюдении вышеописанного алгоритма высший балл вам обеспечен, ибо преподаватели на экзамене, обычно очень отвлеченно слушают студентов. А если вы уже сорок третий по счету, то вы обречены на успех, именно благодаря эффекту доктора Фокса. Не благодарите! 

Вот в такие игры играет с нами наше восприятие, согласитесь, это очень интересно и практически применимо во многих областях нашей жизни.

Узнать больше

Давайте свяжемся

Будьте в курсе наших последних событий. Зарядитесь нашими историями успеха. Подпишитесь на рассылку, и мы будем ежемесячно присылать вам новую порцию вдохновения.

Свяжитесь с нами

Благодарим вас за интерес к РСМ. Пожалуйста, заполните форму, и мы ответим вам в течение 24 часов.


Подпишитесь на рассылку, чтобы первыми получать приглашения на наши события!

Вход для PCM профессионалов



Войти


Я еще не зарегистрирован,
Зарегистрироваться

Забыли пароль

Я еще не зарегистрирован


Никогда не поздно зарегистрироваться и воспользоваться преимуществами, которые мы предлагаем нашим тренерам!

Зарегистрироваться

Зарегистрироваться


Я уже зарегистрирован,
Войти


Я уже зарегистрирован


Рады видеть вас снова :)

Войти
Регистрация на мероприятие

Спасибо за ваш интерес!

Этот сайт использует файлы cookies

Мы используем файлы cookies для улучшения наших услуг. При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookies в соответствии с настоящим уведомлением. Вы можете отключить файлы cookies через настройки вашего браузера