Эффект Зайонца или аудитории.

Эффект Зайонца или аудитории.


«Не стой над душой!» - как часто мы произносили или слышали эту фразу на протяжении нашей жизни. Почему? Просто не всем приятно, когда кто-то наблюдает за тем, что он делает. Наверняка многие из вас замечали, что если вы выполняете какую-то работу, не очень знакомую вам, если за процессом кто-то наблюдает, то это создает большой дискомфорт. В таких условиях мы больше склонны делать какие-то ошибки, суетиться, нервничать и все это, естественно, сказывается на результате. А вот если это что-то, что нам нравится, от чего мы имеем определенный драйв: песня в караоке; доклад по наболевшей и досконально изученной теме; очередной спортивный матч и т. п. Наличие зрителей или тех, кто наблюдает за процессом, нас наоборот вдохновляет, добавляет сил и энергии. Простой пример из детства, наверное, у многих, кто посещал музыкальную школу, была подобная ситуация. Целую учебную четверть, мы разучиваем какое-то произведение и дома, в отсутствии посторонних глаз, играем на фортепиано подобно Моцарту. Когда мы повторяем эту же мелодию с преподавателем в школе, дело обстоит немного хуже, так как мы знаем учитель не дремлет и постоянно наблюдает: за пальцами, осанкой и, собственно, отсутствием ошибок в игре. А на отчетном концерте, куда пришла вся семья, посмотреть на то, как их гениальное чадо творит волшебство за роялем, мы испытываем полное фиаско. «Ну ничего, ты переволновалась, все-таки Малый зал Консерватории, столько незнакомых людей…» - утешают родители. А ты про себя повторяешь только одно: «Почему так? Дома же все было идеально!» И спустя, многие годы, повзрослев и уже забыв про эту музыкальную школу, ты наталкиваешься на информацию про эффект аудитории или эффект Зайонца, и все становится на свои места.

Эффект Зайонца или аудитории – это влияние постороннего присутствия на поведение человека и результат выполнения им каких-либо действий. Возникает непосредственно, когда человек понимает или видит, что кто-то за ним наблюдает. Эффект аудитории был описан, американским психологом польского происхождения, Робертом Зайонцем в 1965 году. Он являлся социальным психологом и основной его работой было изучение любого социального влияния на человека. В своих исследованиях он сформулировал, так называемый эффект аудитории, и доказал, что присутствие наблюдателей или посторонних лиц может улучшить результат выполняемых человеком простых и хорошо знакомых ему задач. Однако результат выполнения сложных и новых задач, может, наоборот, резко ухудшиться.

Изначально подобным вопросом интересовался американский психолог Норман Триплетт, который в 1898 году открыл закономерность, в последствии названую социальной фасилитацией – эффектом, при котором человек более успешен, если за процессом выполнения наблюдают другие люди. Норман Триплетт пришел к подобному выводу, наблюдая за велосипедистами во время командных гонок. Спортсмены демонстрировали более высокие результаты во время открытых командных соревнований, в процессе борьбы с соперником и при поддержке болельщиков. Те же велосипедисты, показывали более скромные результаты, если тренировка проходила на велотреке, а результат фиксировался с помощью секундомера.

На основе этого, Норман Триплетт и сделал свои выводы, которые в последствии явились основой исследований Роберта Зайонца. Роберт также провел эксперименты с участием спортсменов, но дополнительные исследования показали определенные нюансы и родилась обратная сторона социальной фасилитации. В выводах получилось, что стимулировать высокий результат может не каждый наблюдатель или аудитория, важно чтобы он был компетентен и авторитетен в данных вопросах, по мнению испытуемого. Чем выше уровень значимости наблюдателя, тем более высокое влияние он оказывает на деятельность подопечного. Дальнейшие выводы показали, что данный эффект показывает наиболее сильное воздействие в сложных ситуациях, при разучивании новых действий или решении интеллектуальных задач, и приводит к значительным снижениям результатов. И соответственно, при выполнении сенсомоторных, заученных и отработанных действий, эффект аудитории оказывает положительное, стимулирующее действие и улучшает результаты. Увеличение количества наблюдателей пропорционально усиливает эффект в обе стороны. Также было выявлено, что максимально четко данный эффект проявляется у эмоциональных и тревожных людей, нежели у психологически стабильных личностей.

Почему так происходит? Как социальный психолог, Роберт Зайонц видел в этом одну основную причину. Любая социальная оценка для человека является стрессовым фактором, вызывая высокий уровень возбуждения нервной системы, влияет на поведение, делая его нетипичным и обуславливает самооценку снижая или повышая ее.

Можем ли мы использовать эффект аудитории в повседневной жизни? Безусловно! Уже обладая знанием о нем, мы можем объяснить многое происходящее с нами, нашим друзьями или детьми.

Максимальную помощь, как нам кажется, мы способны оказать нашим детям, которые часто делая уроки или пытаясь разучить что-то просят нас не вмешиваться и уйти из комнаты. Теперь, мы понимаем их желание, и осознаем необходимость подавить в себе функцию контролера, мы же заинтересованы в результате… И наоборот, если наше обожаемое чадо просит посмотреть, как он делает что-то или послушать стих – бросайте все дела и включайте режим наблюдателя. Однако всегда помните о правилах обратной связи и откажитесь от критики.

В работе с собой, если вы понимаете, что вас лучшим образом на выполнение определенных действий стимулирует присутствие кого-то – используйте это. Например, для подготовки презентации или отчета для руководства сначала соберите своих коллег, и отработайте свою речь на них, предварительно попросив выслушать и дать конструктивную обратную связь. Опять же, возвращаясь, к примеру из музыкальной школы, профессоры Консерватории всегда советуют своим студентам выходить и играть перед незнакомой аудиторией, вплоть до игры в подземных переходах. Наверное, поэтому, мы так часто можем слышать классическую музыку, прогуливаясь по центру Москвы. А вот если вам наоборот, надо сделать что-то новое, разработать какие-то схемы, отчеты, аналитику, проделать серьезную работу, требующую максимальной сосредоточенности – всех в сад! Постарайтесь уединиться со своими мыслями и сделать так, чтобы никто за вами не наблюдал и не тревожил – все предельно логично

Эффект аудитории или Зайонца, полезен всем от мала до велика, главное научиться его применять на пользу себе, тогда высокие результаты и прогресс необходимой области деятельности обеспечен.

Узнать больше

Давайте свяжемся

Будьте в курсе наших последних событий. Зарядитесь нашими историями успеха. Подпишитесь на рассылку, и мы будем ежемесячно присылать вам новую порцию вдохновения.

Свяжитесь с нами

Благодарим вас за интерес к РСМ. Пожалуйста, заполните форму, и мы ответим вам в течение 24 часов.


Подпишитесь на рассылку, чтобы первыми получать приглашения на наши события!

Вход для PCM профессионалов



Войти


Я еще не зарегистрирован,
Зарегистрироваться

Забыли пароль

Я еще не зарегистрирован


Никогда не поздно зарегистрироваться и воспользоваться преимуществами, которые мы предлагаем нашим тренерам!

Зарегистрироваться

Зарегистрироваться


Я уже зарегистрирован,
Войти


Я уже зарегистрирован


Рады видеть вас снова :)

Войти
Регистрация на мероприятие

Спасибо за ваш интерес!

Этот сайт использует файлы cookies

Мы используем файлы cookies для улучшения наших услуг. При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookies в соответствии с настоящим уведомлением. Вы можете отключить файлы cookies через настройки вашего браузера