«Не стой над душой!» - как часто мы произносили или слышали эту фразу на протяжении нашей жизни. Почему? Просто не всем приятно, когда кто-то наблюдает за тем, что он делает. Наверняка многие из вас замечали, что если вы выполняете какую-то работу, не очень знакомую вам, если за процессом кто-то наблюдает, то это создает большой дискомфорт. В таких условиях мы больше склонны делать какие-то ошибки, суетиться, нервничать и все это, естественно, сказывается на результате. А вот если это что-то, что нам нравится, от чего мы имеем определенный драйв: песня в караоке; доклад по наболевшей и досконально изученной теме; очередной спортивный матч и т. п. Наличие зрителей или тех, кто наблюдает за процессом, нас наоборот вдохновляет, добавляет сил и энергии. Простой пример из детства, наверное, у многих, кто посещал музыкальную школу, была подобная ситуация. Целую учебную четверть, мы разучиваем какое-то произведение и дома, в отсутствии посторонних глаз, играем на фортепиано подобно Моцарту. Когда мы повторяем эту же мелодию с преподавателем в школе, дело обстоит немного хуже, так как мы знаем учитель не дремлет и постоянно наблюдает: за пальцами, осанкой и, собственно, отсутствием ошибок в игре. А на отчетном концерте, куда пришла вся семья, посмотреть на то, как их гениальное чадо творит волшебство за роялем, мы испытываем полное фиаско. «Ну ничего, ты переволновалась, все-таки Малый зал Консерватории, столько незнакомых людей…» - утешают родители. А ты про себя повторяешь только одно: «Почему так? Дома же все было идеально!» И спустя, многие годы, повзрослев и уже забыв про эту музыкальную школу, ты наталкиваешься на информацию про эффект аудитории или эффект Зайонца, и все становится на свои места.
Эффект Зайонца или аудитории – это влияние постороннего присутствия на поведение человека и результат выполнения им каких-либо действий. Возникает непосредственно, когда человек понимает или видит, что кто-то за ним наблюдает. Эффект аудитории был описан, американским психологом польского происхождения, Робертом Зайонцем в 1965 году. Он являлся социальным психологом и основной его работой было изучение любого социального влияния на человека. В своих исследованиях он сформулировал, так называемый эффект аудитории, и доказал, что присутствие наблюдателей или посторонних лиц может улучшить результат выполняемых человеком простых и хорошо знакомых ему задач. Однако результат выполнения сложных и новых задач, может, наоборот, резко ухудшиться.
Изначально подобным вопросом интересовался американский психолог Норман Триплетт, который в 1898 году открыл закономерность, в последствии названую социальной фасилитацией – эффектом, при котором человек более успешен, если за процессом выполнения наблюдают другие люди. Норман Триплетт пришел к подобному выводу, наблюдая за велосипедистами во время командных гонок. Спортсмены демонстрировали более высокие результаты во время открытых командных соревнований, в процессе борьбы с соперником и при поддержке болельщиков. Те же велосипедисты, показывали более скромные результаты, если тренировка проходила на велотреке, а результат фиксировался с помощью секундомера.
На основе этого, Норман Триплетт и сделал свои выводы, которые в последствии явились основой исследований Роберта Зайонца. Роберт также провел эксперименты с участием спортсменов, но дополнительные исследования показали определенные нюансы и родилась обратная сторона социальной фасилитации. В выводах получилось, что стимулировать высокий результат может не каждый наблюдатель или аудитория, важно чтобы он был компетентен и авторитетен в данных вопросах, по мнению испытуемого. Чем выше уровень значимости наблюдателя, тем более высокое влияние он оказывает на деятельность подопечного. Дальнейшие выводы показали, что данный эффект показывает наиболее сильное воздействие в сложных ситуациях, при разучивании новых действий или решении интеллектуальных задач, и приводит к значительным снижениям результатов. И соответственно, при выполнении сенсомоторных, заученных и отработанных действий, эффект аудитории оказывает положительное, стимулирующее действие и улучшает результаты. Увеличение количества наблюдателей пропорционально усиливает эффект в обе стороны. Также было выявлено, что максимально четко данный эффект проявляется у эмоциональных и тревожных людей, нежели у психологически стабильных личностей.
Почему так происходит? Как социальный психолог, Роберт Зайонц видел в этом одну основную причину. Любая социальная оценка для человека является стрессовым фактором, вызывая высокий уровень возбуждения нервной системы, влияет на поведение, делая его нетипичным и обуславливает самооценку снижая или повышая ее.
Можем ли мы использовать эффект аудитории в повседневной жизни? Безусловно! Уже обладая знанием о нем, мы можем объяснить многое происходящее с нами, нашим друзьями или детьми.
Максимальную помощь, как нам кажется, мы способны оказать нашим детям, которые часто делая уроки или пытаясь разучить что-то просят нас не вмешиваться и уйти из комнаты. Теперь, мы понимаем их желание, и осознаем необходимость подавить в себе функцию контролера, мы же заинтересованы в результате… И наоборот, если наше обожаемое чадо просит посмотреть, как он делает что-то или послушать стих – бросайте все дела и включайте режим наблюдателя. Однако всегда помните о правилах обратной связи и откажитесь от критики.
В работе с собой, если вы понимаете, что вас лучшим образом на выполнение определенных действий стимулирует присутствие кого-то – используйте это. Например, для подготовки презентации или отчета для руководства сначала соберите своих коллег, и отработайте свою речь на них, предварительно попросив выслушать и дать конструктивную обратную связь. Опять же, возвращаясь, к примеру из музыкальной школы, профессоры Консерватории всегда советуют своим студентам выходить и играть перед незнакомой аудиторией, вплоть до игры в подземных переходах. Наверное, поэтому, мы так часто можем слышать классическую музыку, прогуливаясь по центру Москвы. А вот если вам наоборот, надо сделать что-то новое, разработать какие-то схемы, отчеты, аналитику, проделать серьезную работу, требующую максимальной сосредоточенности – всех в сад! Постарайтесь уединиться со своими мыслями и сделать так, чтобы никто за вами не наблюдал и не тревожил – все предельно логично
Эффект аудитории или Зайонца, полезен всем от мала до велика, главное научиться его применять на пользу себе, тогда высокие результаты и прогресс необходимой области деятельности обеспечен.