Как-то так, издавна повелось, что спроси кого-то о его образовании и профессии ответ обычно такой: «Работаю я бухгалтером, а по образованию медицинская сестра» или «Работаю я сейлзом, а по образованию и инженер». Потом, если начать углубляться и задать следующий вопрос: «А тебе нравиться твоя работа?» - к сожалению, большинство ответит: «Нет, я тут работаю только из-за денег». А как у вас с этими вопросами? Почему же так происходит и нам приходиться наблюдать наших знакомых и родственников, которые каждый день встают с утра без настроения и идут на ненавистную работу, а в течение дня считают минуты до окончания рабочего дня или недели. Большинство трудящегося населения нашей, да и не только нашей страны, по сути, тратят свою жизнь на то, что им не нравится и делают это изо дня в день. А давайте заглянем в их детство, ведь наверняка у них были мечты, хобби, интересы и они хотели делать совершенно другие вещи, когда вырастут. В какой момент произошел сбой, и жизнь повернула в другую стезю? Бывает так, что одаренный ребенок, подросток рассказывает своим родителям, что хочет стать музыкантом или художником, при этом его глаза горят, и он видит себя на многотысячных концертах или вернисажах. Однако большинство родителей мыслят стереотипами и обычно говорят: «Мне нужно поставить тебя на ноги! Сначала окончи институт, получи высокооплачиваемую профессию, а потом уже делай что хочешь!» И абсолютно творческий человечек попадает в финансовый или экономический ВУЗ, и уже с самого начала начинает ненавидеть свою будущую профессию, все еще сохраняя грезы о сцене. Учеба идет трудно, отнимает все свободное время и постепенно, мечты уходят на второй план, музыка заброшена, ведь надо написать диплом и защититься. Окончил институт, а тут работа и «глаз потух» и жизнь похожа на «день сурка» и высокое материальное вознаграждение не радует, а просто становится чем-то естественным. Так и ходят по планете грустные люди, потерявшие свою мечту.
Знаете, мне посчастливилось в моей жизни видеть только одного человека, который каждое утро радостно распевая песенки и улыбаясь грядущему дню, шел на работу. Причем меня это очень сильно раздражало, ибо как можно утром в будние дни быть радостным и счастливым?! Этот человек спустя двадцать с лишним лет, не потерял энтузиазма, и точно также вожделенно отправляется в офис, в котором проводит, наверное, лучшие часы жизни. Почему так? Расскажу немного о его школьных и студенческих годах. В школу он ходил плохо и ее не любил, даже завел себе второй дневник, для того чтобы не показывать родителям истинные оценки. Но было в его жизни что-то по-настоящему интересное и дорогое ему – компьютер. Понятно, в девяностые годы прошлого столетия в России технологии были редки и очень отставали от западных аналогов, но он гордился этой машиной. Разбирался с ней и ее функциями, выстроил первую сеть с соседскими детьми и организовал игры по сети. «Это игрушка! И она только мешает твоей учебе и будущему» - твердили родители, но у него была мечта, которую он хранил в своем сердце. Еле-еле, на тройки закончил девять классов, а дальше родители запихнули его в радиотехнический техникум, потому что здание учебного заведения было через дорогу от дома. Техникум он так и не закончил, ему было неинтересно. Пошел работать на обычную работу, которая была, как и у всех нелюбимая. Ему повезло, он женился на умной женщине, которая понимала, что такое, когда работа и профессия в радость. Как-то вечером, они сели на кухне и как следует поговорили о будущем, он очень боязно произнес: «Я хочу работать с компьютерами» - и она его услышала! Нашли соответствующий институт, он его закончил и уже двадцать с лишним лет, ежедневно счастлив от того, что работа – это вовсе не работа, а хобби, то, чем он хочет заниматься! «Глаз горит», инициатива зашкаливает, энергия бьет ключом, а его трудовые подвиги всегда замечаются руководством и хорошо оплачиваются. А всего-то просто потому, что в какой-то момент, он пошел по пути своей мечты и таланта.
Как мы видим из всего вышенаписанного, да и знаем по себе, самое важное найти в жизни свое место для того, чтобы применить все свои таланты и тогда работа будет не работой, а хобби, а это значит, что человек будет счастлив всю жизнь. Как помочь своему ребенку пойти по пути мечты, как понять, что он хочет и всячески способствовать его развитию в данной области? Дальше мы приведем определенные рекомендации, которые помогут вам в этом важном деле.
Как вы уже поняли, самое главное услышать ребенка. Часто бывает так, и родители считают, что они лучше знают, о том, что необходимо их чаду – это заблуждение. Только сам человек может сказать, что зажигает внутри него огонь, что дает энергию, драйв и радость. Поэтому слушаем и слышим наших детей, обращаем внимания на их желания, а не внушаем им свои. Также очень важно не пытаться реализовать себя за счет своего ребенка. Например, мама мечтала в детстве играть на пианино, но так сложилось, что родители не отдали ее в музыкальную школу. А сейчас, когда ее ребенок подрос, она запихивает его на класс фортепиано, причем никаких данных и талантов у него нет и он каждый раз, со скандалом отправляется в ненавистную вторую школу. Зачем все это? Ну мама же так мечтала играть… Мама мечтала, не ребенок, не относитесь к своему малышу как к продолжению себя, он личность! Пожалуйста, учтите эти моменты, может это кажется незначительным, но это важно. Поэтому, для того чтобы понять, чего хочет ваше чадо – поговорите с ним. Может с первого раза не получиться, и он скажет, что сам не знает, тогда наблюдайте за ним, в чем он хорош, что он делает с радостью.
Помогите раскрыть все таланты, сильные стороны и увлечения. Помните, как в романе Бориса Акунина «Азазель» директор эстерната леди Эстер, взращивала таланты и каких высот достигли ее выпускники, в этом есть большая доля здравого смысла. Если у вас сложилось впечатление, что ваш ребенок годен только на просмотр телевизора и лежание на диване – это не так, у каждого есть талант, просто надо его найти . Можно посетить консультанта по профориентации, или пройти тесты на профпригодность, такие, как «Опросник Стронга - Кемпбелла», «Кодекс Холланда» или «Тест Майерс-Бриггс». В более старшем, подростковом возрасте, чтобы определить направленность вашего тинейджера, прекрасно поможет «Модель Процесса Коммуникации» - и в зависимости от того, к какому типу относиться ваше чадо и стоит искать дальнейший путь реализации.
Предложите ребенку заняться различными видами деятельности, понаблюдайте, посмотрите, чем он заинтересуется, а что сразу же бросит. Сходите в различные музеи, что его зацепит? Начните вместе смотреть сериалы и фильмы про какие-то определенные профессии, а потом понаблюдайте за его играми со сверстниками. Откликнулось ли что-то увиденное в них. Если увидите, что его интересы определились с вектором, углубите знания об этом виде деятельности. Найдите знакомых из данных профессий, пусть ребенок пообщается с ними, в идеале проведет день у них на работе. И главное смотрите, если интерес разжигается все больше и больше, подпитывайте его чем-то новым: литературой, инвентарем, интересными историями, случаями, людьми, новостями – идите в этом направлении вместе. А вот если, через какое-то время вы заметили, что ребенок охладел к данному направлению, поддержите его в новых начинаниях. Кончено, снова все заново, но он ищет себя и это того стоит. Гораздо лучше, если поиски призвания происходят в детском и подростковом возрасте, ведь наверняка каждый из вас знает «сорокалетнего дядю», который нигде долго не работает и каждый раз повторяет: «Я еще себя не нашел в этой жизни!»
Будьте терпеливы и одобряйте своего искателя, принимая все новые увлечения и относитесь к ним серьезно, а вдруг это его будущая прекрасная профессия. Поощряйте его общение с другими взрослыми на темы профессионального выбора. Сохраняйте спокойствие и непредвзятость, даже если ваше чадо скажет вам: «Мама я хочу быть судебно-медицинским экспертом!» Понятно, это может вас напугать, но, если это вашему ребенку не подходит, узнав немного о данной профессии он сам переиграет свои интересы. А вот если наоборот, заинтересуется, увлечется – это значит он сделал выбор сам и достигнет в данной профессии всех высот, так как будет наслаждаться тем, что делает. Ваша самая главная задача, сделать так, чтобы он сам нашел себя, в противном случае, через десяток лет, он обвинит вас в своей несчастливой жизни. Вы готовы к этому?
Делайте что-то вместе на тему профессий. Это может быть обычная ролевая игра, по типу «дочки матери», прохождение какого-то квеста, чтение книг, обсуждение фильмов, экскурсии на фабрики или дни открытых дверей в каком-то ВУЗе. Кстати, дни открытых дверей прекрасный повод узнать что-то о разных профессиях. Не ждите, совершеннолетия и окончания школы для похода на подобное мероприятие. Начинать ходить, просто ради интереса и демонстрации разных направлений деятельности, можно уже лет с двенадцати – четырнадцати, в зависимости от того, насколько серьезен интерес к данной профессии у вашего ребенка. Если вы найдете какую-то программу стажировки, вообще отлично.
Стимулируйте и поощряйте увлечения и различные школьные кружки, в которые хочет ходить ребенок. Спортивные кружки, помогут сохранить здоровье и активность. Творческие, развить таланты, а научные направят в дальнейшем. Здесь важно не критиковать, если ваше чадо одну неделю ходит в одни кружок, другую в другой, поймите он ищет то, что интересно для него. Общайтесь, расспрашивайте, обращайте особое внимание, если при разговоре на тему деятельности в кружке, он с захлебом рассказывает, что происходило. Всегда поддерживайте его, даже если на ваш взрослый взгляд, это смешно или глупо – это его выбор, и вы должны его уважать.
Когда ваш ребенок достигнет четырнадцати – шестнадцати лет, уже можно найти какую-то профильную подработку на несколько часов в день. Не для денег, а для понимания и полного представления о будущей профессии. Понятно, это бывает трудно, но устроиться помощником, ассистентом, лаборантом, стажером за символическую сумму всегда возможно. Подобная практика поможет окончательно сформировать мнение о будущей специальности, принять решение или наоборот пересмотреть свои взгляды в пользу другого направления. В этом возрасте есть время для поиска и абсолютно нормально, если ребенка будет штормить из специальности в специальность, пока не найдет того, что по истине его устроит в данный момент и через двадцать лет.
Надеемся, что все наши рекомендации отзовутся в ваших сердцах, и ваш сын или дочь будут счастливы делать то, что им нравиться, наслаждаясь каждым рабочим днем. На данном этапе основная задача родителя увидеть, услышать, принять и развить талант. Хотя опять же, у ребенка может быть талант к музыке и абсолютный слух, но он не хочет ей заниматься, а хочет работать с животными и быть ветеринаром. И в этом случае, родители также должны услышать свое чадо и купить ему котенка, а не скрипку. Каждый человек несет ответственность только за свою жизнь, да это ваш ребенок, но помимо этого он личность со своими желаниями и потребностями, не забывайте этого, если на самом деле хотите видеть его счастливым. Вы в начале интересного пути, просто запаситесь терпением и оно вознаградиться!