И в третий раз закинул он невод…ах нет это из другой сказки, а у нас, просто третья статья про критические мышление. Неспроста со сказки начали, так как сейчас пойдет речь о детях и как развить у них навыки критического мышления. «Растить еще одного критика в семье?», конечно, нет, это совсем не про критику, как мы уже писали ранее. Критическое мышление, взращенное с малолетства, органично встроится в поведенческие паттерны вашего чада, и ваш малыш вырастет в успешного, независимого человека, способного управлять огромными потоками информации, анализировать и добывать истину, а также, что самое главное, он сможет мастерски противостоять любым манипуляциям извне.
Зачем же развивать критическое мышление у детей? Как мы уже убедились, критическое мышление – это очень важный жизненный навык, особенно в современном обществе. Наша задача подготовить ребенка к взрослой жизни и дать ему максимум, чтобы облегчить его взросление и становление как полноценного члена общества. Ребенок начиная с трехлетнего возраста любопытен по природе и некоторые родители стараются подавить эту тягу к новым знаниям, так как устают от «Почемучки». Ребенок начинает познавать мир и именно в этом возрасте мы можем начать закладывать устойчивый фундамент критического мышления. Как бы не было сложно постоянно отвечать на один и тот же вопрос: «А почему?», старайтесь по максимуму поощрять любопытство малыша. В будущем это поможет ему принимать обоснованные решения; решать проблемы; понимать и анализировать их последствия; рассуждать на разные темы, прибегая к фактам из различных источников; находить необходимую информацию, анализировать, выносить суждения и делать исчерпывающие выводы.
Американский педагог, коуч и спикер «TEDex» Брайан Оширо говорит:«Для процветания не нужно каждого мальчика и девочку учить программировать, мандаринскому языку или хинди. Это здорово, но этого недостаточно. Куда важнее гибкий ум, который быстро и легко усваивает информацию и реагирует на сложные проблемы. И чтобы этого достичь, необходимо научить ребенка навыкам критического мышления».
С какого возраста можно начать развивать критическое мышление у ребенка? Ответ вы уже знаете – с первого «Почему?». Как только ребенок задал этот вопрос, для вас это сигнал, что пора заняться делом. По словам Швейцарского психолога и философа, Жана Пиаже, который известен своими работами по детской психологии к семи годам дети становятся менее эгоцентричными, думают уже по-другому, могут скрывать свои мысли, убеждения и чувства и вот тут уже осознанно можно прививать навыки критического мышления. Хотя многие современные педагоги-практики, настаивают на более раннем возрасте, когда еще ребенок гибок и впитывает информацию, как губка. К семи годам любопытство может быть частично утеряно под воздействием уже почти установившегося социума. Поэтому, давайте договоримся, чем раньше – тем лучше. Первое «Почему?» наш главный индикатор, от него и отталкиваемся. Просто методы будут тогда сильно завесить от возраста.
Как развивать критическое мышление? Особых стратегий развития данного навыка не существует, однако есть определенные методы, лучше всего руководствоваться мыслительными процессами вашего ребенка и методом проб и ошибок, внедрять тот или иной метод. Смотрите что идет лучше, вы знаете свое чадо и вам в этом случае виднее.
Первый метод: задавайте вопросы. Когда ребенок начинает спрашивать о чем-то, старайтесь сразу не отвечать на вопрос, а задавайте ему дополнительные вопросы, например: «А что ты думаешь по этому поводу?» «А как это могло бы что-то изменить?» «А что на самом деле происходит?» «А чтобы сказал по этому поводу … (кто-то?)». По данному пункту есть несколько рекомендаций:
- Общайтесь со своим ребенком при каждой возможности. Чаще задавайте ему вопрос «Почему?» по любому поводу.
- Иногда позвольте себе совершить намеренную ошибку, пусть ребенок заметит это, дайте ему аргументировать свое мнение и вывести вас на чистую воду
- Старайтесь задавать открытые вопросы, чтобы ребенок мог рассуждать и давать развернутые ответы.
- Иногда, когда ребенок задает какой ни будь вопрос, можете ответить: «Я не знаю! Давай поищем ответ вместе! Как ты думаешь, где мы можем его найти?» и дальше ребенок «водит».
- Обязательно после школы задавайте вопросы, направленные на оценку и анализ произошедших за день событий.
Метод второй, надежный: игры и головоломки! Дети любят играть в игры, особенно со взрослыми, так как в этот момент они могут соревноваться с противником намного сильнее их, плюс, конечно, внимание родителей очень важно и ценно.
- Тут прекрасно подойдут компьютерные квесты, так называемые «бродилки» где нужно что-то искать, по ходу решать головоломки, отвечать на какие-то вопросы, устанавливать взаимосвязи.
- Настольные логические игры «Го», «Шахматы», «Шашки», «Крестики нолики» «Морской бой» - тут еще есть возможность наблюдать за противником и калибровать его эмоции, в том числе и задавая вопросы.
- Любые логические головоломки онлайн или офлайн – прекрасно помогают развить логику, а вместе с ней и критическое мышление.
- Ролевые игры, например в «Шерлока Холмса» - раскрыть преступление. Тут правда без подготовки не обойтись, но все мы в детстве играли в подобные игры и обставить место преступления с уликами, разбросанными по квартире, не составит сложности, а особенно если в этом задействованы все домочадцы. Кстати, хорошее семейное времяпрепровождение!
Как мы можем убедиться из вышенаписанного, развитие критического мышления у детей не только достаточно интересная процедура, но и от этого можно получить большое удовольствие и взрослым. Улучшить уровень общения в семье, что естественно благоприятно скажется на воспитании ребенка в целом. В процессе работы с методами по развитию нашего навыка, если дети активны, указывают на ошибки, высказывают свою точку зрения, аргументируют ее и подтверждают фактами – это означает что прогресс идет, поощряйте его дальше. Создавайте максимально благоприятную среду, в которой ваши дети смогут принимать самостоятельные решения, если вы хотите, чтобы они выросли всесторонне развитыми личностями.