Давно, будучи начинающим рекрутером, мой руководитель дала мне совет, который в последствии я применяла всегда и везде. Первоначальное собеседование с соискателем проводила я, а дальше, если кандидат удовлетворял всем формальным требованиям, назначалось собеседование с моим боссом. Как-то пришел молодой человек на позицию руководителя отдела закупок, я пообщалась с ним и решила – хороший, надо показывать начальству. Попросила его подождать в переговорной и пошла за боссом, она сидела в кабинете с каким-то отчетом, я ее попросила поговорить с кандидатом и она, оторвавшись от монитора произнесла: «Скажи, он на самом деле так хорош, что мне немедленно необходимо с ним провести собеседование?» Я, все еще пребывая под впечатлением от общения: «Да. Конечно. Он полностью нам подходит!?» «Хорошо, тогда просто сейчас подумай и ответь на один вопрос. Скажи, он впишется в нашу корпоративную культуру? Ты видишь этого товарища в НАШЕЙ команде?» Я задумалась. Осознание пришло через пару минут. Я никак не смогла его представить в нашей команде, общающегося со всеми, обедающего в нашей столовой, сидящем на совещании у большого босса. «Нет, Марина Александровна, к сожалению не могу» - «поджимая хвост» произнесла я. Она посмотрела на меня поверх очков и произнесла: «Запомни, только когда ты явно сможешь представить кандидата в НАШЕЙ команде, только тогда стоит его показывать дальше!» Урок был получен и в будущем сослужил мне огромную пользу.
Не секрет, что каждый руководитель подбирает команду под себя, так легче работать, общаться на одном языке, обеспечить максимальное взаимопонимание, взаимовыручку и продуктивность. Известный всем Генри Форд говорил на эту тему: "Собраться вместе — это начало, держаться вместе — это прогресс, работать вместе — это успех". Как же сделать так, чтобы команда, стала вашей dream team? В ответе на этот вопрос мы, как всегда, будем придерживаться научного подхода, а в данной области, есть одна надежная и валидная методика — это всем нам хорошо известная Модель Процесса Коммуникации (Process Communication Model, PCM). Именно она была разработана по заказу NASA для подбора команд астронавтов, а со временем была адаптирована для применения в бизнесе. Давайте разбираться, обладателям какой жизненной энергии лучше и продуктивнее работать с какими типами личности.
Если вы носитель основной базовой жизненной энергиии типа личности Деятель, вы амбициозный и крутой руководитель, не любите лишних слов и рассуждений, действие ваш главный мотив и сотрудники должны соответствовать вам. Вам будет очень просто выстраивать коммуникации с таким же как вы типом личности Деятель, понимание будет в каждом слове и жесте, вы сможете подогревать друг друга здоровым азартом и соревнованием, что неизбежно приведет к наивысшим результатам. А разбавить, ваш реалистичный и горячий тандем, сможет тип личности Мечтатель - они прекрасно воспринимают ваши поручения и, при грамотной и четкой постановке задачи, без лишних слов, выдают все необходимое. Будьте осторожны с типом личности Душевный, так как им будет сложно подстроиться под ваши чёткие, в их глазах резкие команды, а вам под их мягкость и душевность – возможны недопонимания и конфликтные ситуации, однако если в команде вам необходима уютная и комфортная атмосфера – без них не обойтись!
Если в вас преобладает тип личности Душевный, вам будет комфортно работать практически со всеми типами личности, так как вы создаете вокруг себя добрую и благодатную атмосферу. Самое главное контролировать, чтобы ваши сотрудники не «сели вам на шею». Однако, в исключительном большинстве случаев, вас любят и уважают. Любовь и забота об окружающих – это мощный подход к лидерству, который привносит в корпоративные отношения искренность, заинтересованность, доброту и сочувствие, что всегда создает максимально позитивную атмосферу, стимулирующую рост и процветание сотрудников и команды в целом. Вам главное помнить, что при выборе кандидата на работу стоит руководствоваться не только человеческой симпатией, а еще и подбирать специалиста по профессиональным характеристикам.
Обладателям базовой энергии типов личности Логик и Упорный, с вашего разрешения объединю эти два типа в один параграф, ведь им комфортно друг с другом, так как все процессуальные задачи разрешаются с поддержкой фактов и опыта. Если вы нашли внутри себя именно эти энергии, вы прекрасный, требовательный и объективный руководитель, всегда взвешивающий все за и против и согласующий свои действия с командой. Так как ваша компетентность не вызывает вопросов, сотрудники всегда уважают вас за ум, рационализм и непредвзятое мнение. Вам будет продуктивно работать практически со всеми, однако возможны некоторые спорные ситуации с типами личности Деятель и Бунтарь. Так как первые могут вас немного раздражать своими недостаточно обдуманными действиями, а вторые своей детской непосредственности. Однако, если вам необходим человек, который будет стремительно действовать, выполняя ваши распоряжения, или тот, кто отвлечет команду от суровых рабочих будней, развеселит или придумает что-то поистине сногсшибательное, без них не обойтись. Главное следить за собой и не давать себе уйти в бесконечный контроль, а признаемся у этим типов личности есть к этому склонность. Делегирование наше все!
Если вы относите себя к типу личности Бунтарь, с большой вероятностью, вы руководитель креативного и творческого коллектива. Вы тот босс, от которого подчиненные тащутся и рассказывают о ваших рабочих действиях и решениях всем друзьям. От своей команды вы хотите непосредственности, яркости, креативности, искрометности, вы не хотите скучать и грустить. Из-за того, что вы просты и легки в общении, вам комфортно почти со всеми типами личности и вы спокойно можете их подбирать в команду. Открою секрет, всегда в работе есть место серьезным процессам и отчетам, именно для этого, в команде вам будет необходим тип личности Логик. Возможно, вам он кажется немного скучным, но именно его педантичность, аналитичность и серьезность, поможет вам не углубляться в мрачные процессы, а наслаждаться творческой составляющей вашей деятельности. А вот с типом личности Упорный, учитывая его традиционные взгляды, вам будет сложновато. При этом узнав Модель Процесса Коммуникации поглубже, вы поймете как наладить эффективные взаимоотношения и работу с человеком любой энергии.
Если вы обладатель типа личности Мечтатель, вам будет просто со всеми, однако при условии, что у вас всегда есть возможность уединиться в собственном кабинете. Формат open spacе не совсем вам подходит просто потому, что предаться стратегическому видению развития департамента или компании всегда лучше при закрытой двери, когда никто без предупреждения не врывается в ваш внутренний мир. В вашей команде есть место всем типам личности, так как вы легко можете представить с чем сталкиваются ваши сотрудники на рабочем месте. Обладая этим видением и вживаясь в их образ действий, вам просто общаться с ними и ставить необходимые задачи. Вы стратег и теоретик, ведущий команду к победе, а тактика — это дело рук ваших подопечных, которым вы безоговорочно доверяете. Визуализировав действия каждого и спрогнозировав процесс, вам очень просто распределить задачи, учитывая индивидуальные особенности, ведь результат вы уже видели и ощущали в своих фантазиях.
Удалось проанализировать свою команду и подход в подборе ее членов? Представили коммуникационные процессы, учитывая все вышенаписанное? Вообще, говоря честно, всегда можно найти место в команде для каждого типа. Мы описали то, с кем проще всего и выгоднее будет работать, однако есть ситуации, когда руководитель попадает уже в сложившуюся команду. Зачастую, учитывая, что он новичок, от него ждут максимально быстрых результатов и рассматривают каждое его действие под увеличительным стеклом. Иногда есть карт-бланш и возможность сменить ключевых сотрудников, на тех, с кем комфортно, а иногда – будьте добры, работайте с тем, кто есть. Именно здесь, грамотный руководитель, вооруженный знаниями и навыками Модели Процесса Коммуникации (PCM), вспомнит все пройденное на семинаре и выстроит позитивную коммуникацию со своими подчиненными, сразу же заручившись их поддержкой и содействием. А для этого необходимо придерживаться всего нескольких правил, которые мы неоднократно упоминали и перечислим еще раз в заданном контексте.
- Необходимо учитывать индивидуальные особенности сотрудников их ценности и мотивацию. Причем, не просто учитывать, а осознавать и принимать. Все люди разные и уникальны по-своему и каждый может привнести определенный вклад в общее дело. Там, где нужно действовать поставьте человека с типом личности Деятель, а там, где нужны точные расчёты необходим тип личности Логик. Просто анализируйте лучшие стороны своих подопечных и давайте им то, что их мотивирует и стимулирует – результат будет ошеломительный.
- Старайтесь использовать «свой лифт» на полную катушку, подстраивайтесь под собеседников, говорите на их языке, тем самым вы положите начало прекрасным межличностным контактам и ваши новые подчиненные, проникнуться к вам уважением с первых минут.
- Слушать и слышать членов своей команды, так как, на данный момент, только они владеют ситуацией в компании. Они работают давно, а вы новичок, сейчас только они смогут быть вашими проводниками в корпоративную этику и культуру.
- Постарайтесь создать возможности удовлетворения потребностей своих подопечных, для профилактики стресса на рабочем месте, так как новый руководитель – это существенное изменение в размеренной жизни коллектива и всегда стресс. Вы можете помочь в реализации ведущих потребностей, поставив рабочую задачу в соответствии с ними.
- Понимать и принимать то, что вы тут новенький. Сложившийся коллектив всегда будет относиться с характерным недоверием, проверять вас и ваши решения, на первых порах. Вспомните себя на их месте, так тоже было и это не ваша вина, это просто особенность социального взаимодействия.
- Будьте открыты и улыбайтесь, ведь в конце концов, вам нужно понравиться вашим подопечным и создать атмосферу дружелюбия и искренности. «Улыбка ничего не стоит, но дорого ценится.» - писал мастер коммуникации Дейл Карнеги.
И в заключении, вспомним название этой статьи: «Команда – отражение лидера» - вдумайтесь, ведь так и есть. Если вы грамотный руководитель, учитывающий уникальность каждого своего сотрудника, вооружившись наукой и опытом, вы создаете команду людей, сплочённых общей идеей и целостно объединенных в единый механизм, в котором вы задаете движение и вместе со всеми реализуете задачи, продвигаясь к намеченным целям. А если вы, просто начальник, то о качественной команде, мечтать не стоит, так как ваше зеркало ее не отражает. И по традиции, ознакомившись с данным опусом, надеемся, что вы сделаете правильный выбор, хотя он один и он очевиден!