«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца - пламенный мотор.»
Из песни «Марш Авиаторов»
Каждый из нас выполняя какие-либо задачи, находясь в той или иной роли, хочет достигать целей максимально эффективно. Все мы понимаем это, однако часто бывает так, что нам не хватает мотивационных навыков, которые нужны для того, чтобы зажечь огонь внутри и четко идти к цели. Владеть навыками мотивации полезно каждому, а руководителям просто необходимо, иначе как они смогут управлять коллективом. Если кто-то скажет: «Я работаю сам на себя и мне не нужно все это…» — это заблуждение, так как задачи сами себя не выполнят. Кстати, чаще всего отсутствие данного навыка большая проблема именно для фрилансеров и аутсорсеров.
Мотивация – это то, что нас побуждает к действию, то, что направляет по пути к цели и стимулирует в процессе. Также, можно сказать, что это важный навык межличностного общения, вдохновляющий на достижение чего-то, направленный на себя или других людей. Хотим обратить внимание, что мотивация важна не только в работе, но и в личной, повседневной жизни. То, что мы используем в контексте диалога с собой, называется самомотивацией, которая требует определенных навыков и стратегий. Если вы работаете с людьми, то стратегии будут несколько другими, обращенными на объект действия.
Самомотивация чаще всего состоит из двух составляющих: внутренней и внешней. Внутренняя – приходит изнутри и неразрывно связана с нашими психологическими потребностями, удовлетворяя которые мы мотивируем себя. Внешняя – это общие стимулы от других, такие как признание вклада в общее дело, похвала, награды и одобрение. Из этих видов мотивации нельзя выделить что-то более важное, они работают наравне и оказывают комплексное влияние. Однако работать без внутренней мотивации сложно, так как работа не приносит внутреннего удовлетворения и приводит к быстрому выгоранию.
Для чего вообще нужна мотивация в работе? Самое главное ее преимущество – это высокая производительность. Неспроста, эпиграфом к этой статье мы взяли слова из старой советской песни. Именно зашкаливающий уровень мотивации, в основном внутренней, помогал нашим дедам и прадедам в послевоенное время. Если присутствует данный навык, мы непоколебимо движемся к цели, имеем большую сосредоточенность и фокус внимания, все выполняем своевременно и досрочно достигаем поставленных задач. А самое главное, что мы можем вдохновить себя и других, увеличивая вовлеченность в общее дело, удовлетворяя психологические потребности, создавая сплоченную команду и повышая командный дух.
Итак, теперь мы знаем, что без мотивационных навыков «далеко не уедешь» и их необходимо прокачивать каждому, в независимости от рода занятости или должности. Но, для руководителей это архиважная компетенция, владея которой построение работы будет намного эффективнее и занимать меньше времени. Схема мотивационного процесса проста и включает в себя пять шагов.
- Оценка. Это наш любимы индивидуальный подход. Здесь, необходимо понимать и знать, что из себя представляет каждый член команды, чем он мотивируется, какие движущие потребности он имеет. Помним, что у каждого есть свои индивидуальные психологические потребности и только удовлетворяя их, мы сможем добиться чего-то взамен. А для этого, мы должны знать своих сотрудников, общаться с ними и узнавать, чем они живут.
- Ожидания. Руководителю необходимо поделиться своими ожиданиями от выполняемой работы. Чего он хочет по завершении процесса. Тут необходимо проговорить пути достижения цели и сделать их максимально прозрачными, чтобы не блуждать в потемках. Если сотрудник понимает куда идти, что и как делать, то он более замотивирован, чем тот, кто не видит пути решения задачи.
- Вознаграждение. «Морковка» впереди всегда стимулирует идти за ней. Поэтому, уже при постановке задачи обрисуйте сотрудникам те выгоды, которые они получат по завершению работы. Обязательно учитывайте потребности каждого и старайтесь применять стимулы подходящие индивидуально.
- Обратная связь. Здесь мы придерживаемся правил: ОСВК (обратная связь высокого качества). Своевременно даем комментарии и направляем сотрудников по ходу выполнения задачи. Остаемся на связи для необходимой помощи.
- Похвала. По завершении проекта или задачи, учитывая, что все было выполнено правильно, так как сотрудники были грамотно замотивированы, остается только похвалить за выполнение. Похвала и признание также учитывает психологические потребности и мотивации сотрудника, и предоставляется в зависимости от этого, согласно обещанному. Здесь очень важно, чтобы предварительные договоренности были соблюдены. Если все проведено грамотно, также является мотивацией. Сотрудник получил то, что хотел, в дальнейшем рассчитывая на такое же отношение, он будет выполнять задачи более мотивированно.
Освоив мотивационную схему, мы можем приступить к изучению, или для кого-то к повторению, приемов, улучающих навык мотивации. Это те приемы, которые помогают «зажечь пламя внутри», и настроить сотрудников к выполнению задач с максимальной отдачей. Скажем сразу, ничего сложного в данных приемах нет, и многие из вас, неосознанно их практикуют, поэтому сейчас читаем, изучаем и включаем осознанность.
Коммуникация.
Коммуникация — это самая главная мотивационная составляющая. Те, кто умеют выстраивать комфортный и конструктивный диалог, всегда успешные руководители, которых обожают подчиненные. Не это ли важно для мотивации? Старайтесь разговаривать на языке своего визави, подстраиваясь к его речи и языковым стратегиям, это поможет лучшему взаимодействию и придаст вашим словам большую значимость в глазах сотрудника.
Цели.
Цели всегда должны быть четкими и ясными. Когда сотрудники полностью понимают, что от них требуется, какое выполнение ожидается и к какому результату необходимо прийти – достижение цели всегда осознано и реально. Запомните весь процесс от «А» до «Я» должен быть прозрачен.
Делегирование.
Делегирование очень эффективный мотивационный прием, так как сотрудник понимает, что ему доверяют и это доверие стимулирует его на высокие результаты. Хотя, опять же, необходимо учитывать личностную мотивацию и потребности работника. Делегирование – это важная управленческая компетенция, наравне с мотивацией, если вы овладеете ей в совершенстве, то и с мотивацией все будет хорошо. Важный момент – это доверие, если вы расскажете сотруднику, что именно ему доверяете выполнить ту или иную задачу, то в подавляющем большинстве случаев, у него возникнет сильное внутреннее стремление сделать все на высшем уровне, и оправдать ваше доверие.
Интересные истории.
Когда хотите замотивировать кого-то на выполнение определенных действий, расскажите историю или пример, иллюстрирующий общую картину, задачу, процесс выполнения. Эта история может быть смешной или наоборот показывать большие достижения, она должна быть интересной, вдохновляющей, и такой, чтобы сотрудники в процессе выполнения вспоминали ее с позитивными чувствами.
Эмпатия.
Если вы связаны с членами вашей команды эмоционально, то это дает определенную эмоциональную вовлеченность в общее дело, а также помогает вам применять навыки более тонкого управления. Если вы знаете и понимаете эмоциональный настрой каждого своего сотрудника, то вы можете управлять их мотивацией. Внимательный, слушающий руководитель, всегда ценен для работников, а процесс мотивации запускается гораздо раньше постановки задачи. В неформальном общении и простом человеческом разговоре, заложен фундамент приверженности и лояльности. Согласитесь, когда сотрудники лояльны к своему руководителю, видят в нем хорошего человека, уважающего их чувства, на мотивацию много сил затрачивать не приходиться. Чисто человеческие отношения уже сами по себе мотивируют на выполнение любой задачи.
На самом деле в вопросе мотивации все предельно просто, нужно только слышать, слушать и понимать своих сотрудников. А в вопросе самомотивации, все точно также: если мы слышим себя, чувствуем, уважаем свои потребности, то всегда сможем направить энергию на выполнение той или иной задачи. Мотивация – это то, что обычно лежит на поверхности, однако только внимательный и подмечающий все мелочи взгляд, может распознать рычаги влияния и действия.