«Структурный анализ Эрика Берна»: команда РСМ

«Структурный анализ Эрика Берна»: команда РСМ

Все мы слышали про Эрика Берна и его «Игры, в которые играют люди», так вот, Эрик Берн известный американский психолог и психиатр разработавший трансакционный анализ и сценарный анализ. Он в начале своей карьеры был заядлым психоаналитиком и даже учился у Эрика Эриксона, но к его сожалению, а нашей радости, он получил несколько отказов в членстве Психоаналитического института, и стал все больше и больше удаляться от ортодоксальных психоаналитических идей. Эрик Берн углубился в осознание межличностных отношений и выделил три эго-состояния, которые категорически отличались от Фрейдовских. 


По его теории, когда человек начинает взаимодействие с окружающими людьми он находиться в трех состояниях, которые Берн назвал как: Родитель, Взрослый, Ребенок.


 Подобные названия даны не случайно, так как, по мнению Берна, основы наших коммуникационных особенностей заложены в детстве, и во многом их сформировали отношения в семье между значимыми взрослыми. 

Ребенок в процессе взросления перенимает от взрослых их поведенческие паттерны, наблюдает за их коммуникационными стратегиями, делает выводы и оставляет себе те или иные сценарии, навыки и проявления межличностных качеств.  Когда мы произносим термин эго-состояния мы имеем в виду некую теорию структурного анализа или структуры личности. Под эго-состояниями нужно понимать определенную направленность мыслей, переживаний, внутренних чувств, реакций на внешние стимулы, рассмотренных под определённым состоянием или паттерном поведения, в контексте описанных и характерных для Ребенка, Родителя или Взрослого. То есть каждое эго-состояние несет в себе определенную энергию, в соответствии с его названием и описанием. 

Давайте перейдем к примерам. Вспомните, как иногда, в коммуникациях с кем-то или между кем-то в процессе, всплывает оценочное суждение одного из собеседников:

  •  «Слушай, ну что это за ребячество, ты обижаешься как ребенок…» 
  • «Ну ты прям как моя мама или бабушка, критикуешь все новое…»
  • «Приятно поговорить с понимающим осознанным человеком на равных…»

Было такое? Причем некоторые из вас могут услышать все эти три высказывания в один день, обращенные к одному и тому же человеку, но в разных ситуациях и с разными собеседниками. Почему так происходит? Все предельно просто. Эрик Берн представлял свой структурный анализ как совокупность качество присущих одному и тому же человеку. В идеале, у каждого внутри в полном симбиозе находятся три эго-состояния Родитель, Взрослый и Ребенок, и в той или иной ситуации они выходят наружу и дают реакцию на действие или коммуникацию. В идеале они уравновешены между собой и выходят наружу объективно сложившейся ситуации, если баланс нарушен, то реакции несоответствующие и отсюда возникает недопонимание или критика, приводящая к мекоммуникации. Итак, давайте подробно рассмотрим кто же такие эти Родитель, Взрослый и Ребенок. 

Начнем, пожалуй, со Взрослого – это самое адекватное эго-состояние, имеющее рассудок взрослого человека, обладающее логическим мышлением склонным к планированию. Взрослый всегда внимателен, спокоен и рассудителен, склонен выбирать и анализировать информацию. Его интонации всегда связаны с реальной ситуацией, дающие адекватную оценку, эмоции практически всегда отсутствуют. Характерные слова и выражения такие как: «Почему?»; «Что?»; «Когда?»; «Где?»; «Вероятно»; «Определённо»; «Ответственно»; «Адекватно» и тому подобные, отражающие вопросительную и аналитическую схему, направленную на поиск актуальной информации. Тембр голоса нейтральный, речь монотонная как у компьютера. Характерное выражение лица задумчивое или заинтересованное, внимательно изучающее собеседника, мимика нейтральная и расслабленная. В позах отмечается очень ограниченная, практически отсутствующая жестикуляция, тело направлено на собеседника. 


Взрослый в коммуникациях очень логичен, часто действует по инструкции, взаимодействует с позиции сотрудничества, объективен и рассудителен. С ним легко договорится, предоставив актуальную информацию и его реакции на собеседника полностью адекватны ситуации.


Родитель собирательный образ всех учителей и родителей. Принято разделять на две составляющие такие как: Критикующий родитель, тот кто за традиции, совесть, мораль он заставляет говорить правду, придерживаться кодекса чести, он всегда высказывает свое мнение, в основном критическое, несет защитную функцию и дает отпор всем обидчикам. Понимающий родитель – он заботливый, прислушивающийся к чувствам, поднимающий самооценку, говорящий комплименты, тот кто всегда поддержит изнутри. Это эго-состояние вытекает из наблюдения за своими родителями. Осознание паттерна этого состояния может говорит о том, в каких условиях и с какими родителями человек вырос. Для Родителя характерны такие высказывания и слова как: «Ты никогда не должен…»; «Ты должен…»; «Все знают, что ты (он, они) …»; «Авторитетный»; «Обязанность»; «Законность»; «Устои и нормы» и т. п. Когда он говорит его тон иногда снисходительный мягкий, иногда наставляющий и критикующий, обвиняющий, при этом мимика может быть настороженная и обеспокоенная, серьезная или приветливая. Жесты присутствуют больше назидательные, такие как «руки в бока», «указующий перст». В противоположность из понимающего родителя – руки сложены на груди, жест от души.


Родитель является такой внутренней «совестью» каждого человека и взвешивает все слова и поступки на «чаше своих весов» давая оценку происходящего.


Ребенок, как и родитель имеет два состояния Послушный и Капризный – соответственно все действия могут делиться на два полюса. Ребенок самая незаурядная часть личности, в ответе за творчество, эмоциональные реакции, любопытство. Для этого состояния характерно быть непокорными бунтарями или ласковыми застенчивыми, обычно много ярких эмоций, говорливые иногда крикливые, спонтанные, радостные либо грустные по-детски. При разговоре используются слова оценки и желаний: «Хочу!»; «Не хочу»; «Прикольно!»; «Отвратительно»; «Забавно» и т. п. все слова в основном отражают чувства на данный момент и сопровождаются энергичной и спонтанной жестикуляцией. Прибывая в Ребенке, нам важна игра и веселье, так же, как и для маленьких детей. Ребенком правят эмоции и чувства и это сразу же сказывается на межличностных коммуникациях и поведении в обществе. С одной стороны, у ребенка напрочь отсутствуют осторожность, тактичность, чувство страха и логичность. Под воздействием этой части личности человек может совершать иррациональные необдуманные поступки, просто находясь в моменте. Если же выходит Послушный ребенок, то мы можем увидеть очень ведомого и, на наш взгляд, бесхарактерного человека, ведомого, который может соглашаться со всем, что ему говорят, быть угодливым и очень удобным для окружающих. Милый, застенчивый, ласковый, не перечащий другим и все время прислушивающийся к мнению окружающих – вот обратная сторона части личности Ребенок. Ребенок по Берну – это двуликий Янус, абсолютно непредсказуемый и спонтанный в следующий момент.

Кто узнал себя? В каком эго-состоянии вас больше? В какой ситуации вы применяете то или иное состояние? Проанализируйте. Конечно, каждый нашел в себе всех трех, и самое интересное что мы можем осознанно включать того или иного персонажа для достижения тех или иных задач и общения с разными людьми и на разных уровнях. Все они есть внутри и самое главное, чтобы они были в балансе, так как при доминировании того или иного типа поведенческая модель меняется и бывает не всегда адекватной. Сам Эрик Берн по этому поводу говорил, что эго-состояния представляют собой три сферы, которые не имеют точек пересечения и выходят на первый план только сообразно внешним стимулам в данный момент. Они помогают нам устраивать максимально эффективные коммуникации и разговаривать на одном языке с собеседником, кто бы он ни был Родитель, Взрослый или Ребенок. 

Узнать больше

Давайте свяжемся

Будьте в курсе наших последних событий. Зарядитесь нашими историями успеха. Подпишитесь на рассылку, и мы будем ежемесячно присылать вам новую порцию вдохновения.

Свяжитесь с нами

Благодарим вас за интерес к РСМ. Пожалуйста, заполните форму, и мы ответим вам в течение 24 часов.


Подпишитесь на рассылку, чтобы первыми получать приглашения на наши события!

Вход для PCM профессионалов



Войти


Я еще не зарегистрирован,
Зарегистрироваться

Забыли пароль

Я еще не зарегистрирован


Никогда не поздно зарегистрироваться и воспользоваться преимуществами, которые мы предлагаем нашим тренерам!

Зарегистрироваться

Зарегистрироваться


Я уже зарегистрирован,
Войти


Я уже зарегистрирован


Рады видеть вас снова :)

Войти
Регистрация на мероприятие

Спасибо за ваш интерес!

Этот сайт использует файлы cookies

Мы используем файлы cookies для улучшения наших услуг. При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookies в соответствии с настоящим уведомлением. Вы можете отключить файлы cookies через настройки вашего браузера