Все мы слышали про Эрика Берна и его «Игры, в которые играют люди», так вот, Эрик Берн известный американский психолог и психиатр разработавший трансакционный анализ и сценарный анализ. Он в начале своей карьеры был заядлым психоаналитиком и даже учился у Эрика Эриксона, но к его сожалению, а нашей радости, он получил несколько отказов в членстве Психоаналитического института, и стал все больше и больше удаляться от ортодоксальных психоаналитических идей. Эрик Берн углубился в осознание межличностных отношений и выделил три эго-состояния, которые категорически отличались от Фрейдовских.
По его теории, когда человек начинает взаимодействие с окружающими людьми он находиться в трех состояниях, которые Берн назвал как: Родитель, Взрослый, Ребенок.
Подобные названия даны не случайно, так как, по мнению Берна, основы наших коммуникационных особенностей заложены в детстве, и во многом их сформировали отношения в семье между значимыми взрослыми.
Ребенок в процессе взросления перенимает от взрослых их поведенческие паттерны, наблюдает за их коммуникационными стратегиями, делает выводы и оставляет себе те или иные сценарии, навыки и проявления межличностных качеств. Когда мы произносим термин эго-состояния мы имеем в виду некую теорию структурного анализа или структуры личности. Под эго-состояниями нужно понимать определенную направленность мыслей, переживаний, внутренних чувств, реакций на внешние стимулы, рассмотренных под определённым состоянием или паттерном поведения, в контексте описанных и характерных для Ребенка, Родителя или Взрослого. То есть каждое эго-состояние несет в себе определенную энергию, в соответствии с его названием и описанием.
Давайте перейдем к примерам. Вспомните, как иногда, в коммуникациях с кем-то или между кем-то в процессе, всплывает оценочное суждение одного из собеседников:
- «Слушай, ну что это за ребячество, ты обижаешься как ребенок…»
- «Ну ты прям как моя мама или бабушка, критикуешь все новое…»
- «Приятно поговорить с понимающим осознанным человеком на равных…»
Было такое? Причем некоторые из вас могут услышать все эти три высказывания в один день, обращенные к одному и тому же человеку, но в разных ситуациях и с разными собеседниками. Почему так происходит? Все предельно просто. Эрик Берн представлял свой структурный анализ как совокупность качество присущих одному и тому же человеку. В идеале, у каждого внутри в полном симбиозе находятся три эго-состояния Родитель, Взрослый и Ребенок, и в той или иной ситуации они выходят наружу и дают реакцию на действие или коммуникацию. В идеале они уравновешены между собой и выходят наружу объективно сложившейся ситуации, если баланс нарушен, то реакции несоответствующие и отсюда возникает недопонимание или критика, приводящая к мекоммуникации. Итак, давайте подробно рассмотрим кто же такие эти Родитель, Взрослый и Ребенок.
Начнем, пожалуй, со Взрослого – это самое адекватное эго-состояние, имеющее рассудок взрослого человека, обладающее логическим мышлением склонным к планированию. Взрослый всегда внимателен, спокоен и рассудителен, склонен выбирать и анализировать информацию. Его интонации всегда связаны с реальной ситуацией, дающие адекватную оценку, эмоции практически всегда отсутствуют. Характерные слова и выражения такие как: «Почему?»; «Что?»; «Когда?»; «Где?»; «Вероятно»; «Определённо»; «Ответственно»; «Адекватно» и тому подобные, отражающие вопросительную и аналитическую схему, направленную на поиск актуальной информации. Тембр голоса нейтральный, речь монотонная как у компьютера. Характерное выражение лица задумчивое или заинтересованное, внимательно изучающее собеседника, мимика нейтральная и расслабленная. В позах отмечается очень ограниченная, практически отсутствующая жестикуляция, тело направлено на собеседника.
Взрослый в коммуникациях очень логичен, часто действует по инструкции, взаимодействует с позиции сотрудничества, объективен и рассудителен. С ним легко договорится, предоставив актуальную информацию и его реакции на собеседника полностью адекватны ситуации.
Родитель собирательный образ всех учителей и родителей. Принято разделять на две составляющие такие как: Критикующий родитель, тот кто за традиции, совесть, мораль он заставляет говорить правду, придерживаться кодекса чести, он всегда высказывает свое мнение, в основном критическое, несет защитную функцию и дает отпор всем обидчикам. Понимающий родитель – он заботливый, прислушивающийся к чувствам, поднимающий самооценку, говорящий комплименты, тот кто всегда поддержит изнутри. Это эго-состояние вытекает из наблюдения за своими родителями. Осознание паттерна этого состояния может говорит о том, в каких условиях и с какими родителями человек вырос. Для Родителя характерны такие высказывания и слова как: «Ты никогда не должен…»; «Ты должен…»; «Все знают, что ты (он, они) …»; «Авторитетный»; «Обязанность»; «Законность»; «Устои и нормы» и т. п. Когда он говорит его тон иногда снисходительный мягкий, иногда наставляющий и критикующий, обвиняющий, при этом мимика может быть настороженная и обеспокоенная, серьезная или приветливая. Жесты присутствуют больше назидательные, такие как «руки в бока», «указующий перст». В противоположность из понимающего родителя – руки сложены на груди, жест от души.
Родитель является такой внутренней «совестью» каждого человека и взвешивает все слова и поступки на «чаше своих весов» давая оценку происходящего.
Ребенок, как и родитель имеет два состояния Послушный и Капризный – соответственно все действия могут делиться на два полюса. Ребенок самая незаурядная часть личности, в ответе за творчество, эмоциональные реакции, любопытство. Для этого состояния характерно быть непокорными бунтарями или ласковыми застенчивыми, обычно много ярких эмоций, говорливые иногда крикливые, спонтанные, радостные либо грустные по-детски. При разговоре используются слова оценки и желаний: «Хочу!»; «Не хочу»; «Прикольно!»; «Отвратительно»; «Забавно» и т. п. все слова в основном отражают чувства на данный момент и сопровождаются энергичной и спонтанной жестикуляцией. Прибывая в Ребенке, нам важна игра и веселье, так же, как и для маленьких детей. Ребенком правят эмоции и чувства и это сразу же сказывается на межличностных коммуникациях и поведении в обществе. С одной стороны, у ребенка напрочь отсутствуют осторожность, тактичность, чувство страха и логичность. Под воздействием этой части личности человек может совершать иррациональные необдуманные поступки, просто находясь в моменте. Если же выходит Послушный ребенок, то мы можем увидеть очень ведомого и, на наш взгляд, бесхарактерного человека, ведомого, который может соглашаться со всем, что ему говорят, быть угодливым и очень удобным для окружающих. Милый, застенчивый, ласковый, не перечащий другим и все время прислушивающийся к мнению окружающих – вот обратная сторона части личности Ребенок. Ребенок по Берну – это двуликий Янус, абсолютно непредсказуемый и спонтанный в следующий момент.
Кто узнал себя? В каком эго-состоянии вас больше? В какой ситуации вы применяете то или иное состояние? Проанализируйте. Конечно, каждый нашел в себе всех трех, и самое интересное что мы можем осознанно включать того или иного персонажа для достижения тех или иных задач и общения с разными людьми и на разных уровнях. Все они есть внутри и самое главное, чтобы они были в балансе, так как при доминировании того или иного типа поведенческая модель меняется и бывает не всегда адекватной. Сам Эрик Берн по этому поводу говорил, что эго-состояния представляют собой три сферы, которые не имеют точек пересечения и выходят на первый план только сообразно внешним стимулам в данный момент. Они помогают нам устраивать максимально эффективные коммуникации и разговаривать на одном языке с собеседником, кто бы он ни был Родитель, Взрослый или Ребенок.