Все люди разные – это факт, так же, как и все дети, каждый ребенок уникален по-своему. Уже с самого раненого детства мы замечаем некоторые особенности своего чада, которые называем – характер. Иногда этим самым характером он или она пошел в маму, иногда в папу, а иногда в двоюродную тетку. Прекрасно, когда родители стараются учесть личностные особенности ребенка и общаться с ним в зависимости от того, что ему нравится, какие у него потребности и мотивация, даже стараются вникнуть в его язык, сленг и характерные обороты речи. Однако, в народе неспроста говорят: «Маленькие детки — маленькие бедки, а большие детки — большие бедки». Пока ребенок маленький, при грамотном родительском подходе он управляем, а потом начинается подростковый возраст, гормональная перестройка, новые друзья, интересы и уже становиться сложнее договориться сделать что-то вместе, ребенок начинает отдаляться. Но это наше любимое чадо, и нам все равно хочется вместе проводить время, обсуждать новости и интересные вещи, совместно отдыхать. Как же вовлечь тинейджера в совместную деятельность? Все предельно просто, точно также как и замотивировать сотрудника на выполнение той или иной задачи. Зачастую мы мастера стимулирования на работе, а дома наши таланты куда-то волшебным образом исчезают. Так вот, давайте рассмотрим практические примеры, как, какими методами и в какую деятельность мы можем вовлечь подростка исходя из его потребностей и мотивации.
Прекрасно когда родители стараются учесть личностные особенности ребенка и общаться с ним в зависимости от того, что ему нравится, какие у него потребности и мотивация, даже стараются вникнуть в его язык, сленг и характерные обороты речи.
Представим, что ваш тинейджер горячий, рисковый и амбициозный – крутой, одним словом. Если хотите вовлечь его в какое-то дело заключите с ним пари, спровоцируйте его, скажите что ему «слабо» сделать что-то. Серьезно заявите, что только самые крутые могут это, и если он это сделает он будет просто «number one» и «the best of the best». В условиях договора с ним материальное вознаграждение не будет лишним, однако оно должно быть не просто: «Я заплачу», это скучно для него, а в контексте: «А спорим на двадцать долларов, что ты не сможешь это сделать?!» - и он ваш! А потом, обязательно, похвастайтесь своим крутым чадом перед родственниками или друзьями и так, чтобы он это слышал, поверьте стесняться он не будет, а будет уверенно почивать на лаврах, до следующего приключения.
Иногда дети напоминают сварливых старичков, на все имеют свое мнение, имеют собственные принципы, любят традиции и часто не по годам рассуждают о том или ином. С такими подростками нужно договариваться, как бы подводить их к решению, ссылаться на мнения значимых для них людей, знакомых или родственников, известных личностей или звезд, в зависимости от того, кто для них является авторитетом. Обязательно, прежде чем начать просить что-то, произнести: «А ты знаешь, что Эйнштейн в юности… (что-то делал)» - проверьте исторический факт, так как ваше чадо не полениться убедиться в достоверности. Обязательно заканчивайте предложения вопросом: «А что ты думаешь по этому поводу?» - искренне интересуйтесь его мнением. А самое главное, для таких ребят, очень хорошая мотивация – это оценка его вклада в общее дело, поэтому задачу можно поставить так: «Нам всем будет очень ценно, если ты сделаешь…». И обязательно хвалите – похвалы много не бывает!
Если ваш ребенок «профессор», тут для общения с ним, нужна очень хорошая подготовка и выдержка. Во-первых все эмоции оставьте за дверью, он их не поймет и не оценит, ибо они не рациональны. Для него важно быть компетентным и пунктуальным, так воспользуйтесь этим. Делегируйте ему все семейные дела, связанные с планированием, составлением списков, доверяйте ему поиск необходимой информации и фактов. Он взросл не по годам, старайтесь общаться с ним как с равным, выстраивая партнерские отношения. Обязательно держите свое слово, данное ему, и будьте пунктуальны, если не уверены – просто не обещайте. Хвалите его за пятерки, принесенные из школы, за внеклассные успехи и обязательно подчеркивайте его профессионализм и компетентность, для него это очень важно.
Если ваше чадо «нежный цветочек» и «свет ваших очей», добрый, ласковый и заботливый, вы всем говорите: «Не знаю как у других, но подростковый кризис прошел мимо нас, тьфу, тьфу, тьфу!» Вовлечь в деятельность того, кто не привык отказывать ни в чем – элементарно, нужно просто попросить сделать что-то или сделать это вместе, причем совместная деятельность принесет наслаждение и радость общения всем участникам. В коммуникации с такими детьми, будьте очень внимательны, они ранимы и все делают именно потому, что хотят нравиться всем без исключения. Они очень хорошие, просто обнимайте их крепко и любите безусловной любовью, не за что-то, а за то, что они родились, за то, что они с вами и радуют вас день ото дня.
А у кого целыми днями цирк дома? Чьи отпрыски постоянно попадают в немыслимые и комедийные ситуации? Кому звонят педагоги со словами: «А ваша Маша опять хулиганит, сегодня надела себе на голову колготки и кричала что захватит школу!» Если ваш тинейджер любит приколы, розыгрыши и зажигать на вечеринках, вам повезло – вам никогда не скучно и есть что рассказать приятелям. Для того, чтобы попросить его что-то сделать, нужно просто обратить это в игру и прикол. Они любят играть и с удовольствием присоединяться к повседневной деятельности если почувствуют увеселительный дух. Попробуйте оживить свои детские навыки, проникнуться настроением забав и шуток и просто поиграйте со своим ребенком, приколитесь над мамой или бабулей, совместно придумайте идею для новогодней вечеринки, и вы сразу почувствуете себя озорным шкодливым школьником. Помните главное, поддерживайте креативные начинания своего тинейджера, участвуйте в них и смейтесь от души – ведь смех, как всем известно, продлевает жизнь!
А вот если ваш подросток целыми днями сидит в своей комнате, читает книги, слушает музыку, погружен в мир компьютерных игр, мечтает и витает в облаках. Тут, пожалуй, привлечь его к совместной работе будет немного сложно. Уважайте его личные границы, не заставляйте его постоянно находиться с семьей и друзьями. Обеспечьте ему комфортное закрытое от всех пространство, где он может побыть наедине с собой и своими увлечениями. Только приняв его самостоятельную изоляцию, вы будете награждены доверительным отношением с его стороны и иногда он сам будет инициатором каких-то совместных действий. Если вам необходимо, чтобы он что-то сделал, просто дайте ему задание, максимально четкое и конкретное, обеспечьте пространство для выполнения, не удивляйтесь если он захочет выполнять его самостоятельно без посторонних взглядов – это нормально.
Дети, подростки – уникальны и разнообразны в своих интересах и предпочтениях, они ничем не отличаются от взрослых, они также имеют мотивацию и у них тоже есть потребности. Когда мы говорим об управлении людьми в коллективе, мы много говорим о индивидуальном подходе, о принятии ценностей, интересов и запросов. Тут все точно также, если мы будем относиться к ребенку так же, как и ко взрослому и видеть в нем уникальную личность, прислушиваться к тому, что ему необходимо, мы легко сможем заключить с ним негласный «контракт» о взаимовыгодном сотрудничестве. И как только это сделаем, наши коммуникации, даже с самым «трудным» подростком будут полны радости, интереса и взаимоотдачи. Каждый день вы будете открывать что-то новое в своем чаде, узнавая друг друга с разных сторон в делах, играх и общении.