Мотивация сотрудников — это инструмент грамотного управления в компании, это то, что провоцирует вовлеченность в работу, а также формирует лояльность к компании. Под воздействием правильных мотивационных стимулов сотрудники готовы на рабочие подвиги с утроенной силой, и компетентный руководитель максимально использует все возможные стимулы от материальных до нематериальных. Как же понять, что мотивирует ваших сотрудников? Хорошие руководители скажут:
«Каждый человек индивидуален, и мотивационные схемы нужно подбирать, отталкиваясь от его ценностей, потребностей в том числе психологических. Если ты, знаешь, чем живет твой сотрудник, то это уже пол дела, а вторая половина, просто соразмерно его потребностям дать то, что он хочет».
Как мы все знаем, мотивация бывает материальной и нематериальной и, если честно, не все поголовно ориентированы на деньги. Конечно хорошо, когда труд оплачивается справедливо, но нематериальную сторону вопроса тоже любят все. К материальным стимулам относиться все денежное: зарплата, премии, надбавки, бонусы и т. п., про это знают все. Наша задача понять актуальность, подтвержденную цифрами именно в нематериальной мотивации, какие ее виды сразу приходят на ум:
- возможность карьерного роста и продвижения по служебной иерархии;
- возможность обучения и развития в рамках своей профессиональной деятельности;
- различные квоты на учебные заведения и курсы;
- комфортное рабочее место и условия труда;
- дополнительные выходные и отпуска;
- поистине интересные рабочие задачи, позволяющие раскрыть свой потенциал на зависть другим;
- возможность проявить себя с новых сторон;
- возможность креатива и самоуправления;
- идейное или идеологическое вдохновение (да кому-то это тоже нужно);
- хорошие отношения внутри коллектива и возможность диалога с руководством напрямую;
- внутренние коммуникации;
- различные корпоративные мероприятия;
- признание работы, вклада и заслуг перед организацией и др.
Мотивация играет важную роль в любой организации и ее уровень влияет не только на качество жизни сотрудников, но и на непосредственный финансовый результат компании.
Кто отвечает за мотивацию? В первую очередь непосредственный руководитель, который взаимодействует напрямую с сотрудником, знает его ценности и психологические потребности, далее он должен довести до вышестоящего руководства свое видение на мотивацию сотрудников своего департамента и утвердить перечень стимулов и их бюджет. Если это небольшая организация, то сам «Большой Босс» вникает в жизнь и потребности своих сотрудников и на основе этого дает им мотивационные стимулы. Давайте посмотрим цифры, которые мы обещали.
По результатам статистики за 2022 год, собранной Американским институтом исследования общественного мнения Gallup, исследования проводились по всему миру. К сожалению, всего 15% сотрудников во всем мире чувствуют себя вовлеченными в процессы работы компании, про них можно сказать, что они замотивированы, остальные респонденты показали, что мотивация в работе обошла их и их компании стороной. Замотивированные сотрудники на 87% реже увольняются из своих компаний, так как мотивированные люди имеют некую причастность, приверженность и эмоциональную связь с организацией, в которой работают, это кардинально снижает вероятность увольнения. Опрос пятидесяти тысяч сотрудников по всему миру показал эти значительные 87%. Высоко вовлеченные команды повышают прибыльность бизнеса на 21%. Если сотрудники мотивированы в соответствии со своими внутренними потребностями, они демонстрируют лучший результат в отношении с клиентами. Они стараются выйти за рамки профессии, освоить новые навыки, что влияет на сокращение профессионального выгорания на 59%, а это очень важный критерий, так как профессиональное выгорание на работе — это нарастающая проблема последних лет. Если сотрудник замотивирован и все у него хорошо, он хочет ходить на работу, как на праздник и процент невыходов сокращается до 41%, притом производительность повышается на 17%.
К ужасу, 81% сотрудников готовы уйти с работы ради более выгодных предложений, причем самое интересное, что те же сотрудники в 74% случаях согласились бы работать в компании за более низкое вознаграждение, если бы работодатель применил индивидуальные методы мотивации. Что доказывает, человеку важны не только деньги. 39% сотрудников считают, что руководство их недооценивает, из них 77% согласились бы работать усерднее, если бы получали больше признания со стороны руководителя. Более 42% сотрудников, при поиске работы выделяют одним из главных критериев, корпоративную и мотивационную культуру компании.
Различные мотивационные программы помогают привлекать и удерживать талантливых и креативных людей, которые настроены только на индивидуальную мотивацию, учитывающую их особенности и психологические потребности. Сотрудники, для которых важно вести диалог с руководителем, привносить какие-то авторские идеи и рекомендации в рабочий процесс, при удовлетворении этих потребностей в пять раз чаще работают лучше, они чувствуют себя увереннее, а также выражение благодарности за их вклад в общее дело, показательно отражается на их производительности. Одним из мотивационных факторов также является открытость в работе компании, однако статистика показывает, что только 40% из опрошенных сотрудников, сообщили что знают цели, стратегию, миссию и тактику работы их организации. Это маленький процент, так как незнание, куда компания идет, создает стрессовые ситуации, подрывает командную работу и провоцирует увольнения.
Приведенные выше цифры, только подтверждают все написанное в начале этой статьи, наглядно и обоснованно. Для каждой организации наличие приверженных, лояльных и замотивированных сотрудников – это огромное конкурентное преимущество в мире бизнеса. Чаще всего, на нематериальную мотивацию, которая как мы убедились из цифр, в большинстве случаев имеет приоритетный характер, не нужно много средств и огромные бюджеты, просто продумать, чего хочет конкретный сотрудник, какие у него психологические потребности и ценности. Вовлеченный и мотивированный персонал – это основа вашей организации, а индивидуальный успех каждого ценного сотрудника – это слагаемое успеха вашей компании!
Понять индивидуальные психологические потребности именно ваших сотрудников и коллег поможет семинар по Модели Процесса Коммуникации (Process Communication Model – PCM).