Жизнь замечательных людей. Эрих Фромм

Жизнь замечательных людей. Эрих Фромм


«В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно». 
Эрих Фромм

Эрих Фромм один из тех, кому мы смело посвящаем новую статью из серии «Жизнь Замечательных Людей». Он был немецким психоаналитиком, социальным психологом, философом и политиком, представителем Франкфуртской школы. В первую очередь, Эрих Фромм знаменит своей концепцией свободы, которая является фундаментальной составляющей человеческой природы. А также, он один из немногих, кто решился и бросил вызов теориям Зигмунда Фрейда, но обо всем по порядку.

Эрих Зелигманн Фромм родился в Германии во Франкфурте-на-Майне 23 марта 1900 года. Он был единственным ребенком в семье ортодоксальных иудеев. Мать Роза Краузе была дочерью раввина, эмигрировавшего из г. Познань, в то время находившегося на территории Пруссии. Отец – Нафтали Фромм также был из семьи раввинов, однако имел винный магазинчик, что и было основным доходом родителей Эриха. Влияние иудаизма прослеживается в юности Эриха, в детском и подростковом возрасте он активно изучал Талмуд и помимо общеобразовательных предметов постигал основы веры и религии. В 1918 году юный Эрих Фромм поступает в Гейдельбергский университет, где основными направлениями учебы являлись философия, психология и социология. В 1922 году Эрих Фромм защищает докторскую диссертацию по социологии, по теме: «Иудейский закон: к социологии диаспорного еврейства», как мы увидим, религиозные знания, полученные Эрихом в детстве, не прошли даром. Далее Эрих Фромм заканчивает свою психоаналитическую подготовку в Берлинском институте психоанализа и в 1927 году начинает клиническую практику, которая продолжалась более 35 лет. После захвата власти нацистами, Эрих Фромм в 1933 году переезжает в Женеву, а в 1934 году в Нью-Йорк, где преподает в Колумбийском университете. Проработав десять лет, он заканчивает свое сотрудничество с университетом и активно работает над созданием Нью-Йоркского отделения Вашингтонской школы психиатрии. Спустя три года в 1946 году становится соучредителем Института психиатрии Уильяма Алонсона Уайта. С 1941 по 1949 год он преподает социологию на курсах в Нью-Йорке. В 1949 году Эрих Фромм переезжает в Мехико и становиться профессором Национального Автономного Университета Мексики, где читает лекции по психоанализу. Также он становится основателем психоаналитического клуба на базе медицинской школы университета. Его карьера преподавателя, профессора продолжается до самого выхода на пенсию в 1965 году. Он читал лекции в Университете штата Мичиган, также на факультете искусств Нью-Йоркского университета, Мексиканском обществе психоанализа.

Помимо своей преподавательской деятельности он вел клиническую психологическую практику, а также писал статьи и книги. Вдобавок своей профессиональной деятельности, Эрих Фромм активно участвовал в политической жизни Соединенных Штатов Америки и даже был членом Социалистической партии Америки. Активно выступал против гонки вооружений и ядерного оружия, осуждал участие США во Вьетнамской войне и был сторонником международного движения за мир. И даже, в 1962 году посетил Москву, где в качестве наблюдателя участвовал в конференции по разоружению. Эрих Фромм стал лауреатом престижных наград, таких как: «Гуманист года» в 1966 году; обладатель «Премии Нелли Закс» в 1979 году; а в 1978 году ему была вручена медаль «Гёте города Франкфурта-на-Майне». В конце 60-х годов прошлого века у Эриха Фромма случился первый инфаркт. В 1974 году профессор переезжает в Швейцарию, город Муральто. В 1977 и 1978 годах он переносит еще два инфаркта и спустя два года, не дожив всего несколько дней до своего восьмидесятилетия, 18 марта 1980 года он скончался в своем доме в Швейцарии.

Личную Жизнь Эриха Фромма нельзя назвать счастливой, детей у него так и не родилось несмотря на то, что он был женат трижды. Обычно он отдавал предпочтение женщинам старше себя, он сам это комментировал так, что в детстве столкнулся с дефицитом материнской любви и более зрелые женщины восполняли эту потерю. Первой женой Эриха Фромма стала психоаналитик Фрида Райхман, она была старше супруга на десять лет. Брак просуществовал всего четыре года, однако после разрыва они сохранили хорошие приятельские отношения, и даже некоторое время работали вместе. Далее, несколько лет, Эрих Фромм был в отношениях с психоаналитиком Карен Хорни, которая была на пятнадцать лет старше его. Этот союз принес много профессиональной пользы обоим, однако браком так и не закончился. В 1944 году Эрих второй раз женится. Его избранницей стала ровесница, эмигрантка из Германии, журналистка Хенни Гурланд, она страдала от серьезной болезни спины и по рекомендации докторов семейная чета переехала в Мехико. В 1952 году от продолжительной болезни она скончалась – это было большим ударом для Эриха. В 1953 году профессор решил сочетаться узами брака в третий раз с американкой Аннис Фриман, которая очень помогла ему пережить смерть его прошлой жены Хенни, они прожили вместе целых двадцать семь лет, пока Эрих Фромм не скончался.

Эрих Фромм один из немногих, кто практически всю свою жизнь положил на изучение экзистенциальной свободы. Он был психоаналитиком-неофрейдистом и его теория личности опиралась на две ведущие человеческие потребности: потребность в свободе и потребность в принадлежности. Самая первая его книга, которая принесла ему популярность, была «Бегство от свободы», опубликованная в 1941 году. Самое интересное в том, что, читая его произведения, мы больше погружаемся в мир философского знания, развернутого к нам социально-политической составляющей. Его книги гениальны и очень неоднозначны, именно тем, что имея жесткую психологическую основу, выводят нас в социум, который Фромм не отделял от человеческой индивидуальности. Произведение «Бегство от свободы», по сути, является одной из главных работ по политической психологии. В 1947 году Фромм продолжает идеи своего первого труда в новом издании под названием: «Человек для себя: исследование психологии этики». А в 1956 году он издает свою самую популярную книгу, ставшую мировым бестселлером, «Искусство любить». В ней он расставляет недостающие акценты к своим двум важным произведениям: «Бегство от свободы» и «Человек для себя». Все эти нашумевшие и дошедшие до нас на пике популярности книги, автор задумал как изложение своей концепции неоднозначной человеческой природы. В своих сочинениях он неоднократно писал: «Свобода – это аспект человеческой природы, который мы либо принимаем, либо избегаем». Являясь ярым сторонником принятия экзистенциальной свободы, как необходимости для каждого, он утверждал, что те, кто лишает себя этого применяя механизмы бегства, обрекают себя на тяжелые переживания и внутренние конфликты.

Эрих Фромм считал, что самыми используемыми механизмами побега от свободы являются:

  • «Автоматическое соответствие» - когда человек теряет свое «я» в угоду общества, и общественное мнение диктует правила и нормы жизни.
  • «Авторитаризм» - когда человек передает контроль над собой другому, подавляя свою свободу выбора и попадая в полную зависимость.
  • «Деструктивность» - когда человек прибегая к актам агрессии, в том числе аутоагрессии, пытается уничтожить себя, других и окружающий мир в целом. Про это Фромм писал: «Разрушение мира — это последняя, почти отчаянная попытка спасти себя от того, чтобы быть раздавленным им».

Эрих Фромм считал, что если человек будет активно сотрудничать с социумом, трудиться, делать добрые дела, любить, то эти действия объединят его с окружающим миром как свободного человека и независимую личность. Но в свою очередь, если экономические, социальные и политические условия отторгают человека и не позволяют ему реализоваться, соответственно, он не чувствует безопасности. При таких условиях свобода становиться тягостным бременем, и именно это несоответствие запускает механизм бегства от свободы!

Эрих Фромм был психоаналитиком, однако во многом, на самом деле почти во всем, он активно критиковал Зигмунда Фрейда. В своей концепции мысли, Фромм четко выражал социальную и политическую направленность, чуждую Фрейду. Два великих человека шли параллельными путями и если Зигмунд Фрейд неоспоримый отец психоанализа, то Фромм один их основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма. В начале своей психоаналитической карьеры Эрих Фромм встретил ярую оппонентку Фрейда, ключевую фигуру неофрейдизма - Карен Хорни. У них сложились более чем дружеские отношения, однако важно то, что они очень благотворно влияли друг на друга в научном плане. Карен Хорни открыла для Фромма психоанализ и обучила его самым важным аспектам данного направления, в свою очередь, молодой Эрих укрепил значимость социального в мышлении Карен. Не известно, хотя возможно, что именно Карен Хорни стала ключевой фигурой, повлиявшей на мнение Фромма о взглядах Фрейда, однако различия подходов двух психоаналитиков достаточно серьезные и расходятся в самом истоке. В то время как Фрейд практиковал биологически ориентированный подход к личности, Фромм полностью был убежден в том, что личность формирует социум и пропагандировал социальный подход. Зигмунд Фрейд в своем психоанализе считал, что характер человека фиксирован на либидо, а любовное влечение и сексуальные мотивы определяют поведение каждого человека, о чем и писал в своих лекциях и работах. Эрих Фромм, не отделял любовное влечение от личности, а рассматривал в совокупности с социально-этическими нормами любви. Таким образом с одной стороны их теории имели критическое расхождение. Хотя, можно сказать, что будучи последователем Фрейда, Фромм просто дополнил теорию отца психоанализа и перенес акцент с биологических мотивов человеческого поведения на социально значимые факторы. Конечно, Эрих Фромм с интересом изучал деятельность Зигмунда Фрейда, но с каждым разом находил все больше каких-либо несоответствий, о чем указывал в критической форме. Так, например, он выявил противоречие между ранней и поздней фрейдистской теорией. Сначала Зигмунд Фрейд утверждал, что любые человеческие влечения, не что иное, как результат напряжения между самим желанием и его подавлением. Однако после войны Фрейд поменял свою теорию и стал утверждать, что человеческие влечения, не что иное, как борьба между биологически-универсальными инстинктами жизни и смерти (в психоанализе между Эросом и Танатосом). А еще, Эрих Фромм жестко отзывался о патриархальных взглядах Фрейда и даже обвинял его в женоненавистничестве. Несмотря на все это он, конечно, признавал уникальность личности Зигмунда Фрейда и с большим уважением относился к его достижениям и открытию бессознательного. Фромм говорил, что Зигмунд Фрейд один из «архитекторов современности», так же как Альберт Эйнштейн и Карл Маркс, но по словам Фромма, Карл Маркс более тонкий мыслитель и намного важнее для истории, чем Зигмунд Фрейд.

В 20-х годах прошлого века Эрих Фромм защитив диссертацию о еврейском праве, был очень активен в еврейских организациях. Учитывая, что его дед и два прадеда по отцовской линии были раввинами, а двоюродный дедушка по материнской линии знатоком Талмуда, Фромм также изучал Талмуд и впоследствии это повлияло на его мировоззрение, хотя достаточно быстро он отрекся от сионистских учений, в последствии назвав себя атеистом. Используя полученные религиозные знания, а также начиная развивать свою гуманистическо-социальную философию, Эрих Фромм интересно трактует библейскую сцену изгнания Адамы и Евы из Эдемского сада. Традиционный взгляд на данный библейский эпизод в том, что Адам и Ева согрешили, ослушались предписания, вкусили запретный плод и за это были справедливо наказаны. Однако Фромм интерпретируя данную историю, делал акцент на том, что Адам и Ева поступили правильно и независимо от авторитарных ценностей. Преступив закон, они показали себя независимыми, людьми, умеющими разумно принимать решения и действовать. По мнению Фромма, они отделились от природы и встали на индивидуальный путь развития, оставаясь частью мира. Они познали смерть, разочарование, любовь, боль, тем самым превратились в осознанных людей, терзаемых экзистенциальными вопросами и несущих ответственность за свою жизнь. Хорошие религиозные знания с одной стороны дали Эриху Фромму возможность анализировать и интерпретировать внутренние, экзистенциальные переживания людей, а с другой стороны он быстро разочаровался в религии и в двадцати шестилетнем возрасте закончил с этим вопросом.

Эрих Фромм был замечательным человеком и исследователем, о котором необходимо писать и знать каждому. В то время, время прогресса и открытий, он основал новые направления психоанализа, которые работают и развиваются по сей день. Его социальные взгляды на личность, легли в основу многих работ известных психологов, философов, политологов. Тот вклад, который он привнес в нашу жизнь – бесценен, и мы до сих пор погружаемся в его книги, чтобы прочесть его мысли и сделать определенные выводы о своем существовании.

Узнать больше

Давайте свяжемся

Будьте в курсе наших последних событий. Зарядитесь нашими историями успеха. Подпишитесь на рассылку, и мы будем ежемесячно присылать вам новую порцию вдохновения.

Свяжитесь с нами

Благодарим вас за интерес к РСМ. Пожалуйста, заполните форму, и мы ответим вам в течение 24 часов.


Подпишитесь на рассылку, чтобы первыми получать приглашения на наши события!

Вход для PCM профессионалов



Войти


Я еще не зарегистрирован,
Зарегистрироваться

Забыли пароль

Я еще не зарегистрирован


Никогда не поздно зарегистрироваться и воспользоваться преимуществами, которые мы предлагаем нашим тренерам!

Зарегистрироваться

Зарегистрироваться


Я уже зарегистрирован,
Войти


Я уже зарегистрирован


Рады видеть вас снова :)

Войти
Регистрация на мероприятие

Спасибо за ваш интерес!

Этот сайт использует файлы cookies

Мы используем файлы cookies для улучшения наших услуг. При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookies в соответствии с настоящим уведомлением. Вы можете отключить файлы cookies через настройки вашего браузера