Жизнь замечательных людей. Карл Густав Юнг – великий мистик ХХ века.

Жизнь замечательных людей. Карл Густав Юнг – великий мистик ХХ века.


«Знание собственной тьмы — лучший способ борьбы с тьмой других людей». 
Карл Юнг.

Карл Густав Юнг – величайший швейцарский психиатр, основоположник аналитической психологии, соратник Зигмунда Фрейда, первый, кто исследовал религиозную природу человеческой психики. Он открыл мир коллективного бессознательного, в котором видел колыбель символики, объединяющей человечество, а также образы сновидений и мифов. Юнг считал, что главной целью аналитической психологии должен быть вывод личности на новый уровень, уровень индивидуации и осмысления своих истоков, создание баланса между сознательным и бессознательным, а также оптимизация динамического взаимодействия между ними. В своих исследованиях он пришел к теории архетипов и развил их в своей практической работе. Благодаря трактовке архетипических образов, возникающих у пациентов, Юнг постигал коллективный разум, коллективное бессознательное и его влияние на жизнь человека. Карл Густав Юнг был убежден, что личность начинается с коллективного бессознательного, которое развивается внутри нашего вида Homo Sapiens на протяжении всего времени существования. Каждый индивидуум имеет ограниченную способность контроля собственного психического процесса. Поэтому наша реальная личность происходит изнутри, в момент соединения коллективного бессознательного с личным бессознательным и выходом этого тандема наружу.

Двадцатое столетие ознаменовалось большим количеством научных открытий и достижений великих людей. Одной из важных страниц истории явилась жизнь и творчество Карла Густава Юнга. По сей день, его научные труды вызывают много диспутов, не говоря о его интереснейшей жизни, которую он сам описал в автобиографии. И сейчас пришло время отправиться в далекое путешествие по страницам его жизни. Не судите нас за то, что мы будем немного поверхностны к его открытиям, о них можно прочитать везде, а вот подробная история детства и юности покажет истинный источник его вдохновения и открытий в области психологии.

Карл Густав Юнг родился в Швейцарии в небольшом городке Кессвиль 26 июля 1875 года. Его семья была очень интересной в определенных областях, что сказалось на мировоззрении Юнга. Отец, Иоганн Пауль Ахиллес Юнг был образованным человеком, знатоком восточных языков и являлся пастором в двух церквях, а также проводил богослужения в сумасшедшем доме в Базеле. По роду своей службы, Юнг старший часто проводил обряды погребения, которые оказали на сына большое впечатление своей загадочностью и непостижимостью. Карл проводил много времени с отцом, и с каждым разом все больше убеждался, что его отец, несмотря на то, что был служителем церкви, не знал Бога, а был всего лишь приверженцем ритуалов. Данная мысль всю жизнь тревожила Юнга, так как он сам пытался постичь Бога и задавался массой вопросов на эту тему. Мать Карла, Эмили Прейсверк, по его воспоминаниям, была хорошей любящей матерью, но в браке отношения складывались не очень благополучно, и она некоторое время провела в больнице для душевнобольных. Юнгу в это время было три года, и разлука с матерью сказалась на него не лучшим образом. В последующей жизни, из-за данного факта, Юнг был тревожен и с недоверием относился к слову «любовь». Мать Карла имела специфическую деятельность – она была спиритическим медиумом, а с течением времени стала наставником сына в оккультных занятиях. Но на мировоззрение Юнга повлияли не только родители, большое влияние оказали оба деда. Дед по материнской линии был очень известным человеком того времени. Самуэль Прейсверк был деканом Базельского университета, а также пастором крупной церкви. Прославился он тем, что был первым человеком в Европе, призывающим вернуть Палестину евреям, и за свои взгляды утвердился ярым сионистом. В своем общении с внуком он неоднократно рассказывал о мире духов и призраков, окружающих его, что, естественно, оказало большое влияние на маленького Юнга. Дед по отцовской линии, тоже Карл Юнг, был врачом и основал психиатрическую клинику при Базельском университете, а также учреждение для умственно отсталых детей под названием «Дом доброй надежды». По слухам, он был внебрачным сыном Иоганна Вольфганга фон Гёте, но правды никто так и не узнал. Молодой Юнг был впечатлен жизнью своего деда, и скорее всего именно эта фигура оказала влияние на последующую деятельность Карла.

В детстве Карл был нелюдим и предпочитал всегда оставаться в одиночестве. Даже когда родители приглашали его друзей для игр, он оставлял ребят одних и удалялся в другую комнату, где проводил время в своих играх и размышлениях. «Помню только, что мне не хотелось, чтобы меня беспокоили. Я был глубоко поглощен своими играми и не мог терпеть, когда на меня смотрели или осуждали, когда я в них играл» - писал Юнг в своих мемуарах. Особое место в его жизни занимала сторона обратная бодрствованию – его сновидения, которые были содержательными, мистическими, пугающими, часто связанными с религиозными темами. В его семье постоянно велись религиозные дискуссии, в которых он с малолетства участвовал. Кто-то из родственников подарил шестилетнему Карлу книгу об индуизме с яркими иллюстрациями, и он стал чувствовать связь с Брахмой, Вишну и Шивой. Этот детский опыт тоже оказал больше влияние на будущие теории Юнга.

В начале учебы в школе Юнгу нравилось учиться, все науки давались ему легко. Со временем он стал изучать латынь и посещать уроки богословия, на которые ходил вместе с отцом. Время, проведенное за религиозными занятиями с отцом, все больше и больше убеждали Карла в том, что его отец совсем не знает и не чувствует Бога, что в очередной раз травмировало мальчика. В возрасте 11 лет он перешел в гимназию города Базель, здесь впервые он столкнулся с социальным неравенством, так как другие дети были из более богатых семей. Юнг чувствовал себя некомфортно. В гимназии начались проблемы с учебой, Карл просто не мог понять математику и ее принципы, а уроки богословия стали невыносимо скучными. Таким образом, учеба перешла в разряд ненавистных дел и в последующем спровоцировала серьезный психосоматический невроз. В один из дней по дороге домой какой-то мальчик сбил Карла с ног. Карл упал, ударился головой о камень и потерял сознание. На фоне травмы несколько дней он ощущал сильное головокружение, соответственно, в школу не ходил. В этот момент Юнг осознал, что, если он болен, в школу ходить не надо и именно на данной почве у него развивается сильный невроз. Каждый раз, когда необходимо было делать домашнее задание или идти в школу, Карл терял сознание. В течение шести месяцев он сидел дома и наслаждался уединением со своими мыслями. Врачи диагностировали у него эпилепсию, но молодой Юнг понимал, что диагноз не соответствует реальности. Однажды его отец в разговоре с приятелем выразил обеспокоенность тем, что его ребенок в будущем из-за своей болезни не сможет нормально жить и обеспечивать себя. Юнг испугался: «С этого момента я стал серьезным ребенком!», — писал он позже в своей биографии. Он пошел на курсы латыни и вернулся в гимназию. Невротические симптомы не оставляли его, но он осознанно боролся с любым проявлением болезни. По его воспоминаниям, именно это было отправной точкой осознания природы невроза, которое в последствии помогло в научных изысканиях. Во время учебы в школе Юнга начали посещать странные видения, и он стал верить в то, что на самом деле он не один, в нём есть две личности. Он чувствовал влияние этой субличности на свою жизнь и мировоззрение. Также именно в это время Юнга посетили сильные религиозные видения, в результате которых он решил, что Бог с ним и он несет определенную миссию исполнения Божьей воли, в разрыве с правилами или догматами церкви. По мнению Юнга это значило, что он, в отличие от своего отца, постиг Бога и Бог открылся ему. Воля Бога, по словам Юнга, это стремление к абсолютной истине вне догм и правил.

Кое-как окончив гимназию, Юнг, по стопам деда, поступил в медицинскую школу, но не оставил свои оккультные увлечения. С помощью своей кузины Хелен Прейсверк, которая проводила спиритические сеансы, Юнг начал теоретизировать полученные впечатления на сеансах и в итоге опубликовал работу под названием «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов». Во время обучения Юнг пережил смерть отца, денег едва хватало на жизнь и вопрос посещения медицинской школы встал остро. Только приняв материальную помощь своего дяди, Юнг смог продолжить занятия.

После окончания медицинской школы Карл Юнг стал работать в психиатрической больнице Цюриха под покровительством доктора Эйгена Блейра, известного тем, что он первым предложил термин «шизофрения» и понятие «аутизм». Юнг трудился очень усердно и старательно. Результатом его многолетней работы явилась книга «Психология раннего слабоумия», описывающая шизофрению. Именно экземпляр этой книги в 1906 году Карл Юнг и послал Зигмунду Фрейду, и Фрейд нашел его исследования весьма впечатляющими, назначив встречу с молодым доктором. Фрейд и Юнг встретились в феврале 1907 года и проговорили 13 часов подряд! «Фрейд был первым по-настоящему важным человеком, с которым я столкнулся...Никто другой не мог сравниться с ним», — писал Юнг в своих воспоминаниях. Фрейд был вдохновлен сотрудничеством с Карлом Юнгом и считал, что молодой доктор впоследствии станет лидером психоанализа. Спустя два года Юнг стал настолько популярным психоаналитиком, что ему пришлось уволиться из больницы и заниматься только частной практикой. В это время Фрейд переезжает в Америку и Юнг следует за ним. Они проводят вместе много времени, обсуждая свои концепции и взгляды, и тут Юнг начинает замечать, что его теории во многом расходятся с мнением отца психоанализа. Интересно, что Юнг диагностирует у Фрейда невроз и описывает его в своих воспоминаниях, как невротика с отталкивающей симптоматикой. Фрейд же считал, что каждый человек немного невротик и это абсолютно нормально. Однако Юнг хотел знать, как лечить неврозы. «По-видимому, ни Фрейд, ни его ученики не могли понять, что это значит для теории и практики психоанализа, если даже учитель не мог справиться со своим собственным неврозом. Поэтому, когда Фрейд объявил о своем намерении отождествить свою теорию и метод, превратить их в некое подобие догмы, я больше не мог с ним сотрудничать. У меня не оставалось другого выбора, кроме как уйти», — описывал своё расставание с Фрейдом Карл Юнг. Наверное, Юнг не смог простить Фрейду догматический подход к психоанализу, так как мы помним из написанного выше, сам Бог сказал Юнгу отвергать правила и догматы. Окончательной точкой в их отношениях стала публикация Юнга об открытии коллективного бессознательного. Отец психоанализа жестко отверг эту концепцию в пользу своей, и их отношения распались полностью.

После разрыва с Фрейдом Карл Юнг полностью сконцентрировался на развитии своей аналитической теории. В отличие от классического психоанализа Юнг отрицал чрезмерное влияние детских фантазий, подавленных сексуальных и инцестуозных желаний в развитии неврозов и психических расстройств. Юнг ввел понятие «коллективное бессознательное» и в своей работе четко отслеживал влияние этого явления на жизнь клиентов: их проблемы и проживаемые травмы. Суть юнгинианского анализа — в осознании и синтезе глубинных процессов и мотивов, которые формируют эмоции и переживания за счет изучения и анализа фольклора, мифов и сновидений. В отличие от Фрейда, Юнг утверждал, что личность имеет три уровня: Эго – наше сознание; индивидуальное бессознательное – всё что формируется под воздействием личной истории индивидуума; коллективное бессознательное – наполнено архетипами, оказывающими влияние на нашу жизнь, жизнь наших предков и будущего поколения. В сеансе аналитической терапии Юнг применял метод свободных ассоциаций, который помогал ему исследовать содержание бессознательного. Анализ сновидений также был центральным методом работы. Когда-то Фрейд сказал: «Сновидения — это королевская дорога в бессознательное». Юнг пользовался этим и считал, что сны говорят о многом и показывают нам то, что бессознательное пытается донести до нашего сознания. Для трактовки сновидений он использовал метод амплификации, который помогал уловить параллели между индивидуальным и коллективным бессознательным, а также связь с мифами и историей, тем самым раскрывал суть сновидения. Также для работы им применялись методы анализа переноса и контрпереноса. Как мы можем видеть, очень многое у Юнга было похоже на психоаналитическую концепцию, и это естественно, ведь в то время психоанализ Фрейда был на пике популярности, а Юнг глубоко проникся его идеями и во-многом усовершенствовал его классический подход. Обретя сторонников и последователей, Юнг развивал свою аналитическую терапию, которая и по сей день является актуальным способом психологической помощи.

Юнг в своей теории выделял три уровня личности. Первые два — эго и индивидуальное бессознательное, в них входит всё, что касается непосредственно человека и его жизни. Третий уровень - коллективное бессознательное, то место, где сохранена память о нашем роде, племени, культурно-исторических особенностях, объединяющих людей и оказывающих влияние на нашу жизнь. Именно на этом уровне появляются архетипы Юнга и реализуются самые глубокие бессознательные процессы. Архетипы личности – это подсознательные представления индивидуума об идеальных образах мужчины и женщины, которые передаются через поколения и влияют на наши действия и мысли. Они могут нести в себе как положительные, так и отрицательные черты и влиять на личность и ее восприятие себя. В архетипах зашифрован опыт человечества, который способствует глубинному развитию и работе поколенческой памяти. Юнг выделял следующие архетипы: 

«Отец и мать» – общие человеческие образы и понятия об идеале мужчины и женщины. 

«Персона» (этот архетип называют иначе называют «Маска») — то, что мы предъявляем окружающему миру, спрятав свое истинное лицо. Персона помогает во взаимодействии и коммуникации с окружающими. «Анима» – образ женщины, наполненный неконтролируемыми эмоциями, нерациональными чувствами и желаниями, все что отражает нашу эмоциональную составляющую, кстати у всех мужчин также присутствует этот архетип. 

«Анимус» – образ мужчины, совокупность мужских качеств: твердость, уверенность, ответственность, упрямство и т. п. Также присутствует в каждой женщине. 

«Тень» – несет в себе все социально порицаемое и двойственное. Развивает в человеке разносторонние навыки, амбиции, помогает творческой реализации, выводит наружу тайные мысли, желания, бунтарские замыслы. 

«Самость» – базовый архетип, формирующий целостность человека, отвечающий за гармоничное развитие и обретение равновесия. Связывает сознательное и бессознательное. 

Через осознание архетипов внутри нас мы можем понять, что движет нашими поступками, чего не хватает и что необходимо развить в себе. Если архетипы находятся в балансе, то они помогают и передают коллективный опыт индивидууму.

Карл Юнг сильно страдал из-за потери отношений с Фрейдом, так как видел в нем наставника и даже отца. Смерть своего отца, а впоследствии разрыв с Зигмундом Фрейдом, привело Юнга к депрессии и кризису. Он ушел из университета Цюриха и начал работу исключительно в области своего бессознательного путем изучения сновидений. Чем больше он погружался в исследования, тем больше убеждался в верности своей теории. Он погрузился в изучение христианства, индуизма, мистицизма, алхимии, даосской философии и и-цзин, что привело его к поиску более глубоких знаний. Он отправился в путешествие по миру для познания истины. Параллельно с этим он продолжал работать над развитием свих психоаналитических теорий.

Еще до встречи с Зигмундом Фрейдом, Юнг женился на Эмме Раушенбах. Эмма понимала и поддерживала супруга, так как тоже была психоаналитиком. Вместе с Юнгом некоторое время она работала с Фрейдом и вела частную практику. Говорят, что именно она финансировала часть исследований и публикаций Юнга. Помимо этого, она стала сооснователем аналитической психологии и автором публикаций о юнгианской концепции анимы и анимуса, а также возглавляла Психологический клуб Цюриха. В браке у них родились четыре дочери и один сын. Эмма была надежным и крепким тылом и в семейных отношениях, Карл мог всегда рассчитывать на ее поддержку. Ее кончина в 1955 году от рака была большой трагедией для любящего мужа. Он очень горевал о ней и все время причитал: «Она была королевой! Она была королевой!». В память о супруге Юнг вырезал на камне ее имя и написал: «Она была фундаментом моего дома». Карл Юнг умер спустя 6 лет в Швейцарии у себя дома в возрасте 85 лет.

Вся жизнь Карла Юнга была пропитана мистическими переживаниями и поисками великой истины, а мы рассказали лишь о малой части его насыщенной биографии. Однако вы можете всегда самостоятельно изучить его персону и теории, тем более сейчас, пока интерес не остыл. И уже на основе этого заглянуть в себя и найти что-то важное, необходимое именно вам. Ведь поиск высокой истины всегда приносит свои плоды в жизни каждого. Как писал великий Карл Юнг: «Твое видение станет ясным, только если ты сможешь заглянуть в свое сердце. Кто смотрит наружу — видит лишь сны, кто смотрит в себя — пробуждается».

Узнать больше

Давайте свяжемся

Будьте в курсе наших последних событий. Зарядитесь нашими историями успеха. Подпишитесь на рассылку, и мы будем ежемесячно присылать вам новую порцию вдохновения.

Свяжитесь с нами

Благодарим вас за интерес к РСМ. Пожалуйста, заполните форму, и мы ответим вам в течение 24 часов.


Подпишитесь на рассылку, чтобы первыми получать приглашения на наши события!

Вход для PCM профессионалов



Войти


Я еще не зарегистрирован,
Зарегистрироваться

Забыли пароль

Я еще не зарегистрирован


Никогда не поздно зарегистрироваться и воспользоваться преимуществами, которые мы предлагаем нашим тренерам!

Зарегистрироваться

Зарегистрироваться


Я уже зарегистрирован,
Войти


Я уже зарегистрирован


Рады видеть вас снова :)

Войти
Регистрация на мероприятие

Спасибо за ваш интерес!

Этот сайт использует файлы cookies

Мы используем файлы cookies для улучшения наших услуг. При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookies в соответствии с настоящим уведомлением. Вы можете отключить файлы cookies через настройки вашего браузера