«Был студентом, ходил в университет только ради столовки. Теперь я там преподаю. Мотивация не изменилась…»
Из интернета.
Тема мотивации сотрудников актуальна всегда, и каждому руководителю важно помнить об этом. В данной статье мы расскажем о методах мотивации. Для кого-то это будет новая информация, а кто-то просто вспомнит давно забытое, но эффективное, тем более, если вы на этой странице, значит тема мотивации вам не безразлична! Для того чтобы не быть голословными, приведем результаты исследования, проведенного в конце 2022 года по заказу американской технологической компании Square. Как и многие годы, исследователи в области HR твердят, что материальная составляющая далеко не главный фактор удержания персонала, так и результаты данного исследования, в очередной раз, подтверждают это. На первый план выходит взаимная мотивация – 20%, а именно взаимодействие между сотрудниками в коллективе, которые по факту становятся стимулирующим фактором. Кто-то замотивирован поддержкой коллег, кто-то стремится быть лучше всех, а кто-то просто выстраивает дружеские отношения. Во всех случаях это можно назвать взаимной мотивацией. 13% опрошенных указали, что для них важно чувство поощрения и признания. Это еще раз доказывает, что всем необходима позитивная обратная связь и добрые слова, как и признание за вклад в общее дело. Исследования показали, что грамотно замотивированные сотрудники работают на 20% лучше. Показатели приверженности к компании в этом случае зашкаливают, аж до 87% и это является серьезной гарантией того, что сотрудник не покинет компанию. 21% испытуемых отнесли к мотивирующим факторам возможность сохранения баланса между работой и личной жизнью, где свободный или скользящий график является прекрасным стимулом для сотрудников. А для 15% респондентов важным фактором лояльности к компании является ободряющий начальник – управленцы, возьмите это на вооружение! Несмотря на все вышеуказанные данные, более 70% опрошенных хотят, чтобы работодатели уделяли больше внимания их мотивации. Из чего мы можем сделать логичное заключение, что мотивации много не бывает!
Давайте вспомним, что такое мотивация. Мотивация – это психофизиологический процесс, который управляет поведением человека, путем предъявления определенных, важных для каждого индивидуума стимулов, побуждает к действию. Мотивация необходима каждому, буквально во всех жизненных процессах, за исключением безделья . Для того чтобы замотивировать человека или себя на выполнение чего-либо, необходимо применить определённый инструментарий или методы, которые отзовутся в ценностных составляющих индивидуума и благодаря этому окажут стимулирующее воздействие. Мы очень много пишем про то, что мотивация должна быть индивидуальной – это единственный вариант подобрать ключик к каждому человеку. При индивидуальной мотивации мы должны учитывать потребности и ценности, давать человеку то, что ему необходимо в рамках этих двух составляющих, только в этом случае успех гарантирован. Помимо этого, мы должны знать, что мотивация бывает внутренняя и внешняя.
Внутренняя мотивация, её еще называют нематериальной – это все что касается индивидуальных особенностей и потребностей человека: самореализация; признание достижений; хорошие отношения в коллективе; атмосфера и т.п.
Внешняя мотивация – это материальная составляющая: заработная плата, премии, подарки и т.п.
В соответствии со статистическими данными, приведенными выше, внутренняя мотивация является очень важной, именно к ней обращается большинство респондентов, поэтому далее мы рассмотрим методы в нематериальном контексте.
- «Зачем?» Узнайте у каждого члена своей команды зачем он работает. Что им движет. Какие потребности он удовлетворяет, работая в вашей организации. Поверьте, это будет настолько разное «зачем», и каждый будет сильно отличаться друг от друга. Все люди уникальны, и задача грамотного руководителя понять это и использовать в системе мотивации для достижения поставленных целей.
- Интересуйтесь мнением сотрудников – это легко, однако дает прекрасный стимулирующий эффект. Самое интересное то, что в большинстве случаев мнение подопечных позволяет взглянуть на рабочие задачи с другой стороны, что несет определенную пользу в их решении. Абсолютно взаимовыгодный метод мотивации.
- Обучение. Вкладывайтесь в своих подопечных и максимально поощряйте их тягу к профессиональным знаниям. Конечно, есть риск выучить, вырастить и потерять – от этого никто не застрахован, однако подавляющее большинство сотрудников, благодарны за профессиональное развитие и остаются работать в компании, транслируя другим свою лояльность.
- Обратная связь. Очень важный мотивирующий фактор, и даже не сколько сама обратная связь, а ее своевременность. Сотрудникам важно то, что вы рядом и готовы оценить их работу не только по завершении, но и в процессе. Важно, то, что вам не безразлично и что вы принимаете участие. Мы много писали про этот незаменимый навык управления, почитайте ранние статьи.
- Цели и процесс. Для определенной категории сотрудников важны цели, не процесс. Поэтому, если вы, как хороший руководитель, знаете, что для кого-то важно стремление к намеченной цели – поставьте ее. Конечно, есть те, кто боятся амбициозных и рискованных задач – для них оставьте процесс и рутину, а для тех, кто готов с шашкой наголо бежать и делать невозможное, дайте проявить себя.
- Позитивный Босс. Просто по-человечески, людям приятно находиться рядом с позитивными, радостными людьми. Понятно, вы руководитель и у вас много проблем, но, если вы будете транслировать свой негатив сотрудникам – это только создаст неблагоприятную и стрессовую атмосферу в офисе. Если сотрудники видят довольного и жизнерадостного босса, их настроение улучшается, и они с большим энтузиазмом идут к рабочим целям.
- Желания сотрудников. Интересуйтесь желаниями своих подопечных, чего они хотят в данный момент, какие личные и рабочие вопросы стоят перед ними, а может быть это проблемы… Интересуйтесь их жизнью – это просто по-человечески, не занимает много времени, а эффект превосходит ожидания. Человеку важно, что кто-то интересуется им по-настоящему, его проблемами, интересами, положением. Подобные действия молниеносно взращивают приверженность и лояльность, а также дают вам рычаги управления.
- Комфортное пространство. Постарайтесь создать в офисе уютное пространство и позитивную атмосферу. Сотрудникам должно быть физически удобно находиться на рабочем месте. Для кого-то важно кресло, для кого-то освещение, а кому-то нужна тишина. Понятно, очень сложно учесть все подобные факторы, тем более если ваша компания велика, однако постарайтесь. Когда человеку комфортно физически, ничего не отвлекает от работы. А позитивная атмосфера – см. пункт 6.
- График работы. Людям важно иметь баланс между работой и личной жизнью, поэтому большинство предпочтут плавающий или свободный график, как средство мотивации. Идеальный вариант, по опыту многих компаний – это оставить выработку в часах согласно Трудовому законодательству, а вот распределение часов закрепить на усмотрение сотрудников. Каждый должен отработать необходимое количество часов, а делать он это может в любой промежуток времени (кому-то удобно работать с 6 утра, кому-то с 12 дня, а кому-то в выходные). Сюда также можно отнести и возможность удаленной работы.
- Перезагрузка. Все мы люди, и иногда сталкиваемся с экзистенциальными проблемами, теряем мотивацию, веру в себя, под воздействием жизненных событий, а иногда просто необходимо побыть некоторое время в одиночестве, чтобы перезагрузиться. Если руководитель и компания предоставляет подобную возможность, и с пониманием относится к данной необходимости, сотрудники всегда будут лояльны и благодарны.
Как мы видим из всего вышеописанного, взрастить замотивированных, лояльных и приверженных к компании сотрудников достаточно просто. Достаточно лишь с пониманием относиться к своим подопечным, быть внимательным, учитывать их потребности, желания и индивидуальность. Начните практиковать некоторые методы уже сейчас и в самом ближайшем будущем, вы почувствуете результат.